21 сентября 2023
«У людей толстая кожа, и пробить её не так-то просто», или Впечатления о спектакле «Старший сын» (режиссёр-постановщик Александр Коршунов) по пьесе Александра Вампилова в театре «Сфера» (4 февраля 2023 года)
Первое действие спектакля начинается с романса «Зачем и о чём говорить», слова из которой «Никто не сумеет понять / Всю силу чужого страданья!» лейтмотивом проходят через все действие. Герои появляются на сцене, проходят через неё и уходят. Все сталкиваются друг с другом и сразу расстаются: Сарафанов (Вадим Борисов) стремится уйти от расспросов Соседа (Александр Филатов), Макарская (Александра Чичкова) пытается отделаться от Васеньки (Даниил Толстых). И вроде живут рядом, будучи родственниками или соседями, но они чужие друг другу люди.
Местную приму Макарскую играет Александра Чичкова. Играет безрассудно и страстно. Она и издевательски повелевает влюбленным в нее молоденьким еще школьником Васенькой, и, соскучившись по взрослому чувству, принимает знаки внимания заезжего Сильвы.
Даниил Толстых видит своего героя то как по-детски радостного Ваську, у которого появился «родной старший брат», то по-юношески бескомпромиссным Васей, который из-за несчастной любви в свои 17 лет хочет бросить школу и сбежать из дома, то рассудительным Василием, искренне любящим своего отца и берегущим его от дурных вестей.
Нина – рассудительная, считает, что знает всё лучше всех, не терпит возражений. Она одновременно и старшая сестра для Васеньки, и, в отсутствии матери, хозяйка дома. Нелли Шмелёва представляет свою героиню то очень правильной – учится, работает, собирается замуж за серьезного человека, то ранимой, испугавшейся зародившегося чувства к так неожиданно появившемуся «родственнику».
Бусыгин (Анатолий Смиранин) и Сильва (Алексей Суренский) сначала находятся где-то за сценой, мы лишь слышим голоса, но не видим их. Такие персонажи-призраки.
Сильва у Алексея Суренского получился рубахой-парнем, отчаянно-веселым, задиристым, безмерно обаятельным, авантюрным и находчивым. Да, срывается в конце на правду о псевдосыне, на ту правду, которая шокирует и ранит, но делает это не со зла, а, скорее, от безысходности, от того, что он вынужден уйти, а его приятель остаеётся своим в чужой семье.
Бусыгин Анатолия Смиранина – молодой и задорный, несчастный и лишённый отцовской любви – с каждой минутой, с каждым фрагментом действия начинает относиться к членам семьи, в которую он случайно попал, всё более нежно, сочувственно, трепетно. Не сразу, но он становится тем настоящим старшим сыном, кто и отца поддерживает, и младшего брата вразумляет, и сам не по-юношески мудро поступает, когда признаётся сестре не только и не столько в совсем не братских к ней чувствах, сколько в обмане.
Поклон Вадиму Борисову за роль Сарафанова: брошенного женой, почти брошенного детьми, уволенного из оркестра, то есть по сути очень несчастного человека. Но сумевшего пройти путь от непонимания ситуации и бесконечных сомнений через попытку осмыслить появление «старшего сына» и переосмыслить отношения с младшим сыном и дочкой до приятия происходящего. Сарафанов рассказывает псевдосыну о жизни просто потому, что хочет быть услышанным, хочет, чтобы его поняли. И такой трогательный и одновременно мудрый персонаж в исполнении Вадима Борисова покоряет.
Очень непривычную для моего зрительского восприятия роль Кудимова сыграл Александр Пацевич. После многогранных Лопахина из «Вишневого сада», Несчастливцева из «Леса» и Сорокина из «Затейника» воплотиться в человека хоть и внешне привлекательного («Он шире тебя в плечах и выше! На полголовы выше!», как говорит о нём Нина), но слишком правильного, бескомпромиссно-прямолинейного, даже не с полным, а с полнейшим отсутствием сообразительности, не делающего ни малейшей попытки понять окружающих, услышать не столько их слова, сколько мольбу о молчании... Роль у Александра получилась, несомненно, получилась. Не на 100, на 200 процентов.
И да, в спектакле нет никакого противоречия между словами Бусыгина: «Не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову» и романсом «Обманите меня… но совсем, навсегда», которым начинается второе действие. Ведь каждому герою здесь хочется простого человеческого участия, и не важно, будет ли это ложь во спасение или предельная искренность.
Зрители не только в конце аплодировали, но и, сочувствуя героям и радуясь за них, все три часа смеялись и плакали. «У людей толстая кожа, и пробить её не так-то просто», – говорит Бусыгин. Создателям трогательного и грустного, авантюрного и весёлого, полного отчаяния и надежды спектакля «Старший сын» в театре «Сфера» это удалось.