Что-то такое угадано Вампиловым, что и спустя более сорока лет, в другом веке и, по сути, в другой стране, заставляет сопереживать невинному обманщику, неудачнику и идеалисту Сарафанову, отвергать прямолинейность и душевную грубость молодого офицера, жениха Кудимова, наблюдать, как шалопай Владимир становится мудрым и ответственным человеком.
Спектакль в театре «Сфера», камерный, негромкий, привлекает верно угаданной интонацией, сочувствием к героям, стремлением без пафоса и назидания рассказать о вещах простых, но важных – о сострадании, деликатности, умении прощать. И о любви. Тут ведь тоже «пять пудов любви». Юношеская влюбленность Васеньки. Зарождающееся чувство молодых героев, которые сами себе боятся признаться в нем. Может, поэтому так интересно наблюдать за перипетиями сюжета. Для многих зрителей это новая история, не все вспомнят замечательный фильм Виталия Мельникова. Для искушенных знатоков театра и драматургии Вампилова – умное, тонкое, современное прочтение одной из лучших пьес автора.
Используя особенности сцены, в центр площадки режиссер помещает стол и скамейку, на стенах обозначает вход в дом Сарафановых, помещение кухни за занавеской, дверь и окно квартиры Макарской (художник Ольга Коршунова).
Это актерский спектакль, где режиссер не пытается поразить зрителей эффектными мизансценами, но тщательно прорабатывает взаимоотношения героев, их реакции, акцентирует их чувства.
Прежде всего, необходимо отметить сдержанное благородство самого Сарафанова. Вадим Борисов играет чуть старомодного, немного нелепого, но предельно искреннего и с окружающими, и с самим собой человека. Такого, который готов поверить каждому. Довольно щекотливый момент узнавания, что у него есть сын, он воспринимает со всем жаром человека, готового немедленно ответить за свои поступки.
Его манеры, стиль поведения, некоторая экзальтированность делают его необычайно привлекательным. И то мужество, с которым он принимает «разоблачение», его признание в том, что он уже не в филармонии, его желание оправдаться и самого себя убедить в нужности собственного существования, делают его живым, подлинным.
Бусыгин Анатолия Смиранина проходит в спектакле важный для себя путь. От разбитного парня с авантюрной жилкой – чего стоит его выдумка назваться несуществующим сыном – до человека, умеющего ценить и уважать благородные порывы окружающих. Две ключевые сцены – с женихом Нины, которого Бусыгин пытается остановить в его неуемной попытке сказать никому не нужную правду, и сцена признания героя в своем обмане актер проводит точно, убедительно. За время спектакля с героем Смиранина Бусыгиным происходит главное – он обретает мудрость и умение понимать, прощать, в нем рождается желание защитить, помочь. И не последнюю роль здесь играет возникшая любовь к его якобы сестре Нине.
Режиссер деликатно и с юмором выстраивает сцены молодых людей. Зарождающаяся симпатия, токи любви, напряженное притяжение и осознание невозможности чувства. Своеобразная двойная оптика возникает на сцене – Бусыгин открыт навстречу новым отношениям, Нина понимает невозможность любви к брату. Ситуация рождает множество интересных нюансов в поведении, в разговорах героев. Нина Евгении Казариной, как и положено, строгая, сдержанная, даже суровая. Однако актриса позволяет увидеть сложные чувства, охватившие героиню, ее нежную душу. Надменная холодноватая Макарская Александры Чичковой, простоватый Сильва Рената Кадырова, наивно влюбленный Васенька Даниила Толстых, прямолинейный и черствый Кудимов Алексея Суренского составляют живой и убедительный фон истории об обретении не просто сына и семьи, об обретении себя.
Фото - С.Савкин.
Автор: Валентина Федорова