43-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Репортаж С.Омшенецкого со спектакля "Старший сын"

Репортаж С.Омшенецкого со спектакля "Старший сын"
08 ноября 2016

Советская комедия положений... или о чем лгут мужчины

"Старший сын" в постановке Александра Коршунова в Московском театре "Сфера" — это спектакль, который от начала до конца пропитан настоящей, доброй атмосферой и после просмотра оставляет только положительные эмоции. То ли пьеса великого драматурга Александра Вампилова так трогает, то ли актерский ансамбль "шалопаев" (в хорошем смысле) заставляет тебя улыбаться, а иногда даже сквозь толику грусти, и верить в происходящее на площадке. А по мне так сработали все — и автор, и режиссер, и артисты...

Жили себе да поживали семья Сарофановых — знаете, такая обычная, советская семья: Андрей Григорьевич (заслуженный артист России Александр Алексеев), его дочь Нина (Нелли Шмелева) и сын Васенька (артист Денис Береснев)... Жили спокойно да складно, пока в дверь не постучали двое прохожих, оказавшихся в пригороде — провожали случайных девиц до станции, а получили "от ворот поворот", в результате опоздав на свой поезд. И чтоб хоть как-то не умереть от холода весенней ночью, один из них (Владимир Бусыгин — артист Анатолий Смиранин) сходу придумывает историю: "Здравствуй, папа, я твой старший внебрачный сын!"

Началось все вроде как бы шутка, но авантюра двух закадычных друзей перерастает в настоящую драму, ставшей значимым событием в жизни каждого героя. Врать пришлось не только этой ночью, но и на утро... а потом и на следующий день. До тех пор, пока...

Мастер Вампилов написал чертовски трогательную и в то же время забавную комедию-положений о человеческих связях и подлинном родстве душ, а режиссер Коршунов и его команда блестяще обыграли этот грустный фарс, разбавив весь этот "балаган" легкостью, звуками-романсами да советскими мелодиями (за музыку отвечали мини-дуэт Александра Богомолова и Ильи Сумина), которые звучали из каждого "утюга" в 60-70 годы. Даже гимну Советского Союза нашлось место.

Наивный Сарафанов-старший (такой добродушный и непутевый) без всякого подозрения верит, что у него есть еще один сын, доверяя ему и открывая свою широкую музыкальную душу — он музыкант, играет на кларнете, правда, не в симфоническом оркестре, как хотелось бы, а на похоронах. А новоиспеченный сын, "вляповшись" по уши в своем же вранье, уже сам, наверняка верит в то, что он действительно родной ему человек. И только его друг (актер Павел Гребенников) понимает, в каком положении сейчас его товарищ, и пытается хоть как-то остановить эту семейную лже-идиллию...

 

Сферовский "Старший сын" — спектакль о родстве. Нет, не о кровных узах, — он об обычном людском родстве: "Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном. Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное (Сарафанов-отец)... А еще эта постановка — о чистых и настоящих взаимоотношениях отцов и детей (в прямом смысле)... Может обманщик Бусыгин хотел (специально) почувствовать, что такое отцовская любовь, почувствовать на своей шкуре, и поступил как настоящий моралист-нравоучитель в каком-то смысле (почему бы Сарафанову не побыть моим отцом?!), ведь своего у него никогда не было. Но это уже домыслы автора этих строк. А вам же советую — придите в Московский театр "Сфера" (сад Эрмитаж) — тут и кафе хорошее (не люблю слово буфет), и спектакли — достойные... Лично я обязательно еще сюда приду!

Автор: Сергей Омшенецкий

Страница Сергея Омщенецкого

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед