Созданный Екатериной Еланской в 1981 году, театр «Сфера» продолжает покорять новые горизонты и вести дружеский диалог со зрителем. Главный режиссер – сын Екатерины Ильиничны Александр Коршунов – поделился с «МК» воспоминаниями и размышлениями о том, чем живет театр в саду Эрмитаж, куда идет и как развивается.
- Александр Викторович, сейчас вы – главный режиссер театра и продолжаете дело, начатое вашей мамой, Екатериной Еланской. Расскажите, как у нее родилась идея создать такой необычный театр, как «Сфера»?
- Это было ее выстраданной потребностью. Она окончила Школу-студию МХАТ в 1952 году, замечательно начинала как актриса, работала в Малом театре, Театре Маяковского. А потом решила поступить к Марии Осиповне Кнебель в режиссерскую аспирантуру. В маме всегда было это режиссерское начало, которое идет, видимо, от ее отца, режиссера Ильи Яковлевича Судакова. И ее первые постановки - «Маленький принц» в Театре Станиславского, «Месяц в деревне» в Театре Ермоловой, «Вкус черешни» в «Современнике» - стали событиями. Но потом она «заболела» идеей создания своего, нового театра, в котором зрители и актеры будут существовать в единой «сфере общения», взаимодействия, диалога.
- А когда «Сфера» получила свое здание?
- Первые спектакли будущей «Сферы» рождались и существовали на самых разных площадках: играли в музеях, старинных залах – там, где уже была нажитая годами атмосфера, где обстановка, среда помогали созданию живого контакта актеров и зрителей. 1 июня 1981 года было принято решение о создании Московского драматического театра «Сфера». В то время театр имел прописку во Дворце культуры «Каучук». А в 1984 году, в ноябре, открылось нынешнее здание в саду «Эрмитаж», которое было перестроено по специальному проекту.
- В афише театра всегда – имена выдающихся авторов зарубежной и русской литературы: Булгаков, Пастернак, Чехов, Экзюпери, Моэм… Скажите, как формировался репертуар во времена Еланской и каких принципов придерживаетесь сейчас?
- Мама была очень образованным человеком и хорошо знала литературу. С детства много читала Шекспира, Островского, Пушкина… Она считала, что настоящее общение в театре может возникнуть только на основе подлинно-глубокого драматургического материала. И всегда искала что-то неоткрытое, свежее и новое, современно звучащее. Начиналось все в ее режиссерской судьбе с «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. Он вообще был знаковым автором в ее жизни… В «Сфере» одними из первых были поставлены произведения Булгакова «Театральный роман», «Багровый остров», «Роковые яйца», «Блаженство», «Доктор Живаго» Пастернака, «До третьих петухов» и «Я пришел дать вам волю» Шукшина, «В лесах и на горах» Мельникова-Печерского… Мама сама блестяще писала инсценировки произведений. И сегодня для нас определяющее – высокая литература, ощущение новизны и открытий, соотнесение с современностью.
- Насколько важно, чтобы спектакль открывал что-то зрителю, имел новое звучание?
- Понимаете, спектакль должен быть не музейным экспонатом, а живым разговором со зрителем. Я стараюсь этим критериям следовать и сейчас. Театр неизбежно меняется, и будет меняться, это естественно. Театр не должен быть мертвым, он должен развиваться с людьми и со временем. Важно, чтобы изначальные принципы и традиции сохранялись, нельзя их предавать. «Единственная доступная человеку роскошь – это роскошь человеческого общения», - говорил Экзюпери. Именно «сфера общения», суть, заложенная в названии, для нас – самое важное.
- Вы работаете с приглашенными режиссерами – расскажите, пожалуйста, об этом сотрудничестве.
- С первых шагов в театре в качестве главного режиссера я обратился в ведущие режиссерские мастерские с просьбой порекомендовать нам учеников. Первой появилась Юлия Беляева – выпускница мастерской Леонида Хейфеца. Она сделала первый спектакль «Афродита» по рассказам Андрея Платонова, после премьеры мы предложили ей стать штатным режиссером-постановщиком. Потом она выпустила «Раскас» по Шукшину, «Чудаки и зануды» Ульфа Старка и вот нынешняя премьера «Фиеста» по Хемингуэю – уже четвертая по счету. Потом появился Володя Смирнов – ученик Сергея Женовача. «Безотцовщина» Чехова в его постановке на Малой сцене идет с большим успехом. На мой взгляд, и Смирнов, и Беляева – наши люди, «сферические»: по работе с актерами, по видению материала, по подходу. И я очень рад, что они «нашлись». Потом мы пригласили известного режиссера Марину Брусникину. На мой взгляд, она человек с подлинной гражданской и творческой позицией, прекрасно знающая современную литературу и драматургию. Я очень благодарен ей за то, что она приняла мое предложение, несмотря на свою колоссальную занятость. И вот год назад вышел ее спектакль «Обращение в слух» по роману Антона Понизовского. Сама форма построения романа и то, как его прочла Марина, очень в духе «Сферы». А сейчас у нас работает ученица Олега Кудряшова Виктория Печерникова – идут репетиции спектакля «Гадюка» по Алексею Толстому. Премьера должна состояться в октябре.
- Вы сами недавно выпустили премьеру «Старший сын» по пьесе Вампилова, известной зрителям по фильму Мельникова с Караченцовым и Леоновым. Не боялись сравнений, ассоциаций?
- Боялся, безусловно. До поры до времени именно это меня останавливало. Но благодаря моей супруге, художнику-постановщику всех моих спектаклей Ольге Коршуновой, все же решился. Она не раз советовала взяться за эту пьесу. Фильм я видел много раз и хорошо знаю. В нем Нину сыграла моя однокурсница Наташа Егорова, я хорошо помню тот период, когда она ездила на съемки… Это был наш четвертый курс, кажется, мы еще учились, и она приезжала со съемок и взахлеб рассказывала о том, как работал Леонов. Вообще история моей связи с Вампиловым давняя: в Школе-студии МХАТ любимой у меня была роль старика Еремеева из «Прошлым летом в Чулимске». А пьесу «Старший сын» я в полной мере оценил только в процессе репетиций. Только погрузившись в нее с актерами, мы поняли, как она глубока – в ней нельзя показывать то, что душевно не прожил и не понимаешь сердцем.
- Ваш театр, к счастью, стоит особняком от скандалов, но он также не принимает участие и в театральных премиях, таких как «Золотая Маска», «Гвоздь сезона»… Почему?
- Это вопрос сложный. В чем-то это и плюс, что театр стоит особняком – он должен иметь свою индивидуальность, не сливаться с общим потоком. Но так устроена жизнь, что многое зависит от информационного поля, как часто и много слышат зрители о театре, о событиях, в нем происходящих. Действительно, «Сфера» в какой-то «тусовочный» круг фестивалей и премий не попадал. Но, безусловно, нужно, чтобы о театре больше знали, чтобы круг его зрителей расширялся. И мы всё для этого делаем. В последнее время мы стали больше выезжать. За год «Сфера» побывала на Мелиховском фестивале, на Платоновском фестивале в Воронеже, на Международном фестивале в Тбилиси, на Горьковском фестивале в Нижнем Новгороде, на Фестивале моноспектаклей в Челябинске, на фестивалях «Волжские сезоны» в Самаре, «Соотечественники» в Саранске, «У Троицы» в Сергиевом Посаде. Были отмечены и получили награды. И на будущий сезон есть наметки: в сентябре поедем на фестиваль «У Золотых ворот» во Владимир, в декабре – в Ульяновск на фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы», а в октябре мы должны у себя в театре закрывать фестиваль «ПостЕфремовское пространство» спектаклем «Обращение в слух». Я помню, как мама по-детски радовалась, когда ее спектакль «Я пришел дать вам волю» получил бронзовый диплом «Золотого Витязя», радовалась тому, что заметили, пришли, оценили. А в этом сезоне «Сфера» получила сразу 4 награды фестиваля «Золотой Витязь». Большой приятной неожиданностью было получить премию зрительских симпатий «Звезда Театрала» за «Обыкновенную историю» как лучший спектакль малой формы. Очень жаль, что мама при своей жизни таких премий не получала… Хотя она их заслужила, как никто другой!
- Вы сейчас за рулем 35-летнего большого корабля по имени «Сфера»… Видите, к каким горизонтам плывете?
- Нам хочется, чтобы театр наш был про людей и для людей. Во все времена зритель нуждается в подлинном душевном общении, может быть, в наше время – как никогда. Если зритель, приходя к нам, находит здесь друзей и отогревается у нас душой, если он находит поддержку и помощь – это то, ради чего мы живем и существуем. 1-го июня мы отметили юбилей по-домашнему, но осенью непременно сделаем большой праздничный вечер. Одним из первых спектаклей «Сферы» была музыкально-поэтическая постановка Екатерины Еланской «На чем держится мир» с Евгенией Симоновой и Генриеттой Егоровой в главных ролях. Юбилейный вечер с таким же названием мы хотим сделать и к 35-летию театра.
Автор: Екатерина Писарева
Сайт газеты "Московский комсомолец"