В спектакле "Старший сын" известного актера и режиссера, а нынче и художественного руководителя театра "Сфера", расположенного в саду "Эрмитаж", герои - несовременные, но очень близкие и понятные, которым хочется подражать
Сегодня таких людей часто называют " совками", издеваясь над их непрактичностью, наивностью, искренностью, почему то не исчезнувших вместе со скрывшимся за поворотом равноправным социализмом. Без нищих и олигархов, без киллеров и инвесторов, без глянцевых журналов и практичных меценатов, так как в однопартийной России был один инвестор – государство. На него надеялись, ему доверяли в полной уверенности, что дети и внуки будут жить в Советском Союзе, за который проголосовал весь народ, но его мнение власть проигнорировали. Правда, на территории распавшейся империи хозяйничала цензура. Она ломала хребты свободным художникам, заставляла приспосабливаться, юлить, создавать конфликт хорошего с более хорошим.
Автор пьесы Александр Вампилов не раз попадал под этот каток, его запрещали, сокращали, потому что несчастных строителей коммунизма не могло быть в стране героев. Но вот незадача: человеческие судьбы не укладывались в общую кальку, и как их не выпрямляли, как не строили в одну шеренгу, она заявляли о себе, заставляли сопереживать им, радоваться за них или презирать, вопреки счастливым финалам.
Как правило, тогда главным героем не мог быть неудачник, которым могла гордиться страна, и его дети. Он был случайный эпизод на дорогах социализма с человеческим лицом. Как ни странно, с приходом демократии маленький человек с неординарной судьбой тоже не стал героем гламурных подмостков и кинофильмов, продолжая оставаться на обочине. И все-таки, Александр Коршунов поставил в "Сфере" "Старшего сына" Вампилова, не испугавшись конкуренции с замечательным фильмом в главной роли с Евгением Леоновым.
Думаю, режиссера не сильно волновало: пойдут зрители на спектакль или не пойдут, хотя ситуация забавная, почти анекдотическая: отставший от последней электрички студент выдает себя за сына хозяина квартиры Сарафанова, который никогда не был его отцом, но уж сильно хочется кушать и надо как-то перекантоваться до утра… Для молодого человека по фамилии Бусыгин в исполнении Анатолия Смиранина и его случайного друга со смешным прозвищем – Сильва, - Рената Кадырова, это всего лишь розыгрыш, забавное приключение, а для пожилого музыканта, играющего на похоронах, и его детей, взрослой дочери Нины, (Нелли Шмелева), собирающейся замуж, и романтичного Васеньки, (Денис Береснев), влюбленного во взрослую женщину, колоссальное потрясение, поскольку они привыкли верить на слово. Так их воспитали: "человек человеку брат и друг". Не то, что сейчас – "доверяй, но проверяй", "чужих людей в дом не пускай – беды не оберешься", ведь неслучайно домофоны на дверях подъездов стали чем-то в виде пропуска на закрытую территорию ячеек общества. За каких-то двадцать лет произошла такая девальвация прежнего доверия, что недоверие стало всеобщим явлением и в отношении к государству тоже. Поэтому, когда власть призывают к единению, то зачастую это воспринимается, как лозунг.
Героев же пьесы Вампилова не надо было призывать к единению в общем дворике, где ключ от замка всегда лежал под ковриком. В этом было что-то от наивного псевдокоммунизма, когда за длинным деревянным столом по вечерам собирались жильцы, и каждый знал, что варится в кастрюле соседа, то есть, психология людей была совершенно другая. И вот это в первую очередь интересовало режиссера, а не комический абсурд детективной истории. Ведь неслучайно сцена покаяния Сарафанова в неблаговидном поступке далекой юности становится центральной в спектакле, а так же саморазоблачение главы семейства, признающегося на смотринах жениха, что он не играет в симфоническом оркестре, и всего –то – лабух, подрабатывающий на похоронах и на танцах. Но у этого неприметного человека, затерявшегося в толпе огромное, доброе сердце. Другой бы на его месте и не вспомнил о романтическом увлечении юности, не стал бы "посыпать голову пеплом", при виде лже-сына, родившегося без него. Сила раскаянья так велика, настолько мощно передана деликатным и тихим Сарафановым в исполнении Александра Алексеева, что красавец Бусыгин, привыкший снимать пенки и притворяться ради сиюминутной выгоды, вдруг понимает какую подлость он совершил, и нет ему прощения. Поскольку обманывать такого искреннего человека, принимающего все на веру, сравнимо с убийством.
Но дальше пружина интриги раскручивается с неимоверно драматической скоростью, и от комической ситуации не остается и следа. Разоблачение Бусыгина не дает предсказуемого в подобных случаях результатов – Сарафанов усыновляет непутевого самозванца и просит переехать жить в его семью.
Спрашивается: возможно ли такое в реальной жизни? Может ли зритель поверить в подобного рода небылицу, или это всего лишь художественный вымысел? Хотите - верьте, хотите - нет, а публике хочется в это верить. Она истосковалась по бескорыстию и добру, зажатая в тиски дикого капитализма. Когда каждый отвечает за себя в ущерб другому. Но человек не может жить в постоянном страхе, что вот кто-то его подставит, обманет, "прокатит". Ведь многие наши беды происходят из-за дефицита доверия и раскаянья в собственной нечистоплотности. "Старший сын" Александра Коршунова, это если хотите, художественный манифест возрожденного доверия, без которого нет будущего, оставленного нам в наследство совестливыми "совками".
Автор: Любовь Лебедина
Сайт газеты "Трибуна"