43-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Рецензия Ю.Арсеньевой в журнале "Театральная афиша" №2(176) 2016

Рецензия Ю.Арсеньевой в журнале "Театральная афиша" №2(176) 2016
22 января 2016

Поставив пьесу Александра Вампилова «Старший сын» в театре «Сфера», Александр Коршунов дополнил текст пьесы, который обычно ставят в театре, фрагментами из ее первоначальных авторских вариантов и черновиков. Сюжет о двух опоздавших на электричку парнях, пытающихся как-то перекантоваться в незнакомом месте, перерастает в спектакле Коршунова в библейскую притчу о возвратившемся блудном сыне. Правда, поначалу вольнолюбивый студент Бусыгин (Александр Пацевич) войдет в жизнь семьи Сарафановых, решившись на жестокую шутку. Но позже Бусыгин и сам поверит, что нашел семью.

 

В крохотном пространстве «Сферы» сценограф Ольга Коршунова создала причудливый симбиоз уюта и неприкаянности, грамотно расставив знаки материальной и духовной жизни 1960-х. Волей режиссера в спектакле переплелись три времени – давнее прошлое (почти чеховское, с идеалами и духовными муками); время 1960-х, описанное Вампиловым, с точным соответствием социальных ролей (пижон, студент-медик, выпускник военного училища, юноша-десятиклассник, положительная героиня) и время нынешнее, торопливое, спорое на решения и поступки.

Про собственную ненужность прокричит Сарафанов-старший (Александр Алексеев) – выброшенный на обочину жизни рефлексирующий интеллигент. Его дочь Нина (Нелли Шмелева) не поверит Бусыгину, а будет искать какой-то подвох. И найдет, когда осознает, как это неправильно – влюбиться в старшего брата. Но окажется, что в накале страстей, в поисках собственной значимости, в бесконечных попытках к бегству – во всех экстремальных ситуациях и состояниях – обитатели предместья и их случайный гость оказываются нужны друг другу. И Бусыгин вдруг почувствует ответственность за свою вновь обретенную семью. Про это и поставил Александр Коршунов «Старшего сына». А еще про любовь. Про то, как не вписался в эту шалую стихию правильный Кудимов – жених Нины. Знакомство с женихом – одна из лучших сцен спектакля. Поставленная с натуралистическими подробностями, щедро рассыпанными у Вампилова, эта сцена становится увеличительным стеклом, с помощью которого режиссер препарирует чувства, отделяя ложные от истинных. А в финале к Сарафановым прибьется соседка Макарская и окажется такой близкой и понятной, и точно кому-то нужной.

Фото В.Майорова

Автор: Юлия Арсеньева

Сайт журнала "Театральная афиша"

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед