16 февраля 2017
Мир большой, в нем есть абсолютно всё: что ты ищешь, то и найдешь.
Марина Брусникина - режиссер, давно и успешно работающий с современной прозой и поэзией. Она берется за тексты, в которых есть мелодия, музыка, создает партитуру, раскладывает по голосам-актерам, показывает зрителю свое видение произведения - внимательное, деликатное. Она тщательно разбирает произведение, выделяя то, что важно для неё самой, на что читатель мог бы не обратить внимания. У Брусникиной абсолютный слух, она въедливо вчитывается в слова, дает возможность зрителю услышать автора, его позицию.
Спектакль "Обращение в слух" - Брусникина в квадрате, её суть, её примета. Она умеет не только слышать, но и услышать другого, к чему призывает своим творчеством.
Спектакль, поставленный по роману Антона Понизовского, затрагивает тему, близкую каждому думающему человеку в России, - тему Родины, родной страны, жизни разных россиян. Это некий срез современности, без пафоса, без политики. Откровенный разговор "на кухне" о том, что происходит с нами, о чем мы думаем, говорим.
Зал театра "Сфера" как нельзя лучше подходит к такой форме обращения к зрителю, скорее, кухонного общения со зрителем.
Сцена находится в центре зала, как арена в цирке - не спрятаться актерам от глаз зрителей, им приходится существовать среди них. НА сцене - стол, буквально, кухня, актеры обращаются не только друг к другу, но и к зрителям.
В свете софитов - номер элитного отеля в Альпах, в котором оказались в одной компании россияне- интеллигенты, могущие себе позволить подобный отдых. Молодой человек Федор рассказывает о том, что расшифровывает для профессора интервью, взятые у простых людей, россиян.
Записи эти оживают в спектакле особым образом: прожектор освещает одного из зрителей, который начинает свой монолог, рассказ о своей жизни. Мужчины и женщины, молодые и пожилые, неприметные россияне.
Женщина, выросшая в селе, доившая корову с малолетства, защитившая своего брата в пьяной драке. Стриптизер, выбравший среди зрителей девушку и вступивший в контакт с ней, предварительно извинившись, типа, работа такая - виртуозная игра Алексея Суренского, ведь и зрительницу адекватную нужно выбрать, и перед её парнем так извиниться, Чтобы он отошел, доверился, и девушку не испугать.
Грубость, пошлость, потребительство, пьянство, драки, горе, страхи - из этого сделана наша жизнь?
Можно ли оставаться чистенькими, не замараться, не замарать другого? Отличительная ли это черта России? Кто виноват и что делать? Власть ли в ответе за всё или личный выбор человека тоже что-то значит?
Жертва ты или насильник, манипулятор или актуализатор?
В антракте за моей спиной случился разговор мужчины и женщины средних лет.
Она:
- Когда я покупала билеты, я этого не заказывала.
Он:
- Ну, вот такое теперь подают в театре.
"Заказывала", "подают" - термины потребителя, посетителя ресторана, для которого окружающие люди - официанты.
Мир им обязан, обязаны ли они миру?
Оделись, ушли.
Зачем они приходили в театр, какие ожидания у них были?
Увидеть сказку? Развлечься? Отдохнуть?
Что их отпугнуло? Смогли ли они обратиться в слух, задуматься о том, о чем думать в суете дней не хочется?
И это тоже - люди, и это тоже - способ жить. В России ли только?
Естественное желание не нагружать себя выстраивает психологические защиты от услышанного. Ирония, черный юмор, скептицизм - на что только не отвлечешься.
Зрительница - спутнику, после рассуждения одного из "альпийских" героев о том, что евреев среди рабочих нет.
- Да полно. Да он сам похож на еврея, все признаки об этом говорят.
Театр - искусство образное. Говорит герой, а не актер, кем бы он ни был. Но сознание подменяет одно другим.
Я сидела в зале и вспоминала недавний разговор с новой знакомой о том, что ей душно жить в России, что она хочет переехать в другую страну. Вспомнила друга детства, который всегда был критически настроен к России - родился он на исходе СССР, семейная история его была сложной - мать была наркоманкой, бросила его почти сразу после рождения, растила его бабушка, боявшаяся разговаривать с ним откровенно, боявшаяся правды, в принципе. Например, вместо мороженого она, опасаясь ангины, покупала ему глазированные сырки, называя их мороженым. на что она рассчитывала - что он не узнает никогда правды? Вот он вырос, выучился в МГУ и уехал в Англию. И что же? В первый же приезд в Москву он рассказал, как у него украли ноутбук и как плохо работает местная полиция.
Правда, потом он женился на девушке, которую любил долго и преданно, у них родился ребенок, стало всё хорошо. Они уже не вернутся сюда никогда, думаю.
Где человек находит себя? Где для него Родина или то место, в котором ему хорошо?
Ту самую девушку из села, которая разбила бутылку водки, чтобы защитить своего пьяного брата, помести в шале, будет ли она счастлива?
Что является целью твоей жизни? Понимаешь ли ты, зачем ты родился и живешь, смог ли осуществить себя так, чтобы сказать себе: "А хорошая у меня жизнь, ей-богу"?
Мне показалось, что не все артисты осознают, что они делают в этом спектакле. Но для меня это не было важным. Важно то, что осознаю я про себя, про свою Родину, люблю ли я её в том виде, в каком она есть. Да, бывает, что Родина - неправильная. Да, порой пьяная и дурная.
Но это как мать свою, отца своего любить, несмотря на все гадости, которые от них получил за годы детства и юности, пока не отделился.
Потому что у отца и у матери своих горестей по макушку, и не все они могут решить, не ангелы, и ты не ангел совсем поэтому: вот и думай, в чем тебе жить, в говне, или, подобно Гераклу, просто взять лопату и очистить свой мир под себя, чтобы жить можно было с радостью.
А уж что увидели другие зрители, то их собственный мир. В спектакле тоже много всего - слушай и услышь. Себя, в первую очередь или во вторую...
P.S. В антракте увидела афишу спектакля, который смотрела в далекой юности. Смотрела и плакала, дыхание перехватило тогда. Рассвет жизни, когда каждое открытие своих чувств - потрясение. Цветок играла совсем не хрупкая девушка, округлая актриса - и вдруг это оказалось совершенно не важным. Магия театра сработала. Про национальность формы артиста не думаешь.
http://ajushka.livejournal.com/2647429.html?utm_source=fbsharing&utm_medium=social