Галина Степанова
Московский драматический театр «Сфера»
Антон Понизовский «Обращение в слух»
Режиссер-постановщик – заслуженная артистка России Марина Брусникина
Художник-постановщик – Нана Абдрашитова
ОБРАЩЕНИЕ К СЕРДЦУ
Обращение к сердцу – так можно обозначить жанр спектакля «Обращение в слух» по одноименному роману Антона Понизовского. В театре «Сфера» состоялась премьера спектакля, который очень органично вошел в его репертуар, а поставила его новый для этого театра режиссер – Марина Брусникина. Сюжет довольно прост. Четверо героев: Дмитрий (Дмитрий Ячевский), Анна (Мария Аврамкова), Федор (Дмитрий Бероев) и Леля (Софья Реснянская) – вполне обеспеченные состоявшиеся люди, отрезанные снегопадом от внешнего мира, рассуждают о загадочной русской душе.
Один из них записал на видео рассказы россиян и предлагает своим собеседникам их послушать. В разговор включаются актеры, сидящие в зале, а кажется, что зрители, пришедшие на спектакль, которые вдруг решили поделиться своими простыми историями. Рассказ дублируется видепоказом. Крупные планы актеров на экране концентрируют наше внимание на лицах, и вот уже не оторваться от этого рассказа, от судеб героев. Сопереживание, соучастие, живое единение сцены и зала – то, что к чему всегда стремится театр Сфера», в этом спектакле ощущается очень остро, почти полностью стирая грань между актерами и залом.
Вопреки расхожему мнению, что драма – это прежде всего действие, привычный экшн здесь отсутствует. Конечно, здесь есть вполне традиционный любовный треугольник и весьма запутанные отношения героев, скучающих в снежных Альпах. Но главное здесь не это. А те самые истории, которые просто нам рассказываются. Автор романа – журналист Антон Понизовский использовал для своего произведения рассказы реальных людей, которые он записывал на Москворецком рынке. И хотя заявлена тема разговора – «Загадочная русская душа» (вспомним, что многие русские писатели-классики от Карамзина, до Гоголя с Достоевским тоже любили рассуждать о ней из прекрасного далека, из далекой заграницы), среди героев Понизовского есть и другие национальные характеры. Сложно выделить кого-то одного из пестрой картины такой узнаваемой жизни, которая разворачивается перед нами. Инга Оболдина подкупает зрителей своей органичностью, умением легко общаться с залом, рассказывая нехитрые истории своей героини: как научилась доить коров с четырех лет, работать на тракторе с десяти, спасать брата в пьяной драке с четырнадцати.
Простодушием и доброй наивностью пронизана «армейская история» Александра Пацевича с незатейливым названием «Заяц». Сергей Загорельский удивительно лиричен, рассказывая свою историю о том как, работая санитаром в больнице, был свидетелем счастливой любви девушки и искалеченного войной парня. Впрочем, таких светлых, почти счастливых исповедей в спектакле мало. Хотя нельзя назвать спектакль и мрачным, безысходным. Обычный срез, нашей обычной непростой жизни. И в этой суровой обыденности его правда. Трудно даже выделить кого-то одного из этого пестрого актерского ансамбля – Валентина Кудинова, Ирина Мреженова. Алексей Суренский, Виктор Барченко, Ирина Сидорова, Виктория Склянченкова, Надежда Перцева, Ирина Померанцева, Галина Калашникова – каждый создает свой неповторимый образ, а вернее рассказывает свою простую историю.
Театр «Сфера» расширяет круг своих авторов и режиссеров, вовлекая в круг своего общения остающегося неравнодушным зрителя.
Автор: Галина Степанова
Страница журнала "Театральный мир"