05 января 2022
Давно уже стало доброй традицией начинать календарный год с театра: каждый раз мы стараемся в январские каникулы попасть в театр. Ну хотя бы раз! А лучше – парочку. А ещё лучше – трижды :) На этот раз уже 4 января мы оказались в нежной любимой «Сфере» на спектакле «Затейник» по пьесе В. Розова. Спектакль в общем-то новый: вышел в самом конце 2019 г., после локдауна, так что играется он недавно, но уже «обкатан», и это здорово!
Ну, из «проходных» впечатлений: я в очередной раз поняла, что Виктор Розов не мой драматург, как-то я его сюжетами не проникаюсь. Нет, всё понятно, акценты расставлены очевидно, крупные сюжетные повороты и финал прослеживаются с начала произведения, но не близки мне эти сюжеты и эти образы чисто по-человечески. Видимо, мне ближе драматургия иного типа. Но это не главное, на самом деле. Главное – то, ради чего во многом я иду в театр, – это режиссёрская концепция и актёрская работа. Сотню раз такое было: материал слабый, или неблизкий, или вообще никакой – но спектакль прекрасен! И после подобного бежишь домой, оглашая ни в чём не повинную Малую Дмитровку криками: «Давайте скорее купим билеты на этот шедевр нашим школьникам!». Даже голуби шарахаются – а что поделать: впечатление!
А вот из главного – следующее: я совершенно покорена актёрской работой. Особенно Алексей Суренский меня потряс. Нет, не то чтобы я не ожидала… артист прекрасен и в роли Ноя в «Продавце дождя», и в «Гадюке», помнится, очень впечатлил, и его графа Новинского в «Обыкновенной истории» я обожаю (как же мне нравится, когда маленькие бессловесные роли так играют!), и в роли скомороха в «Я пришёл дать вам волю» запомнился. Но вот роль Валентина в «Затейнике» стоит особняком даже в этом ряду успехов. Во-первых, роль отрицательная – а на таких, на мой взгляд, всегда легко сбиться на упрощение. Тем более что образ Валентина вполне это позволяет: такой победитель по жизни, убеждающий себя и других в собственной непревзойдённости по всем статьям, привыкший, что всё и всегда делается так, как он хочет, и законченный эгоист. Мне кажется, такой образ легко свести к абсолютному «минусу» и играть просто тварь. И как же здорово, когда вот вместо подобной тотально отрицательной роли перед тобой на сцене оказывается не человек, а мировоззренческая концепция, когда играется не эгоист, а эгоизм; не идущий по головам человек, а сама уверенность в непогрешимости собственных желаний и действий. Это редко и это талантливо! Вот именно это сегодня я увидела в первой части спектакля. Валентин Селищев не туповатый позитивный эгоцентрик – у Алексея Суренского (и видимо, это режиссёрская концепция Александра Викторовича Коршунова) это почти чеховское воплощение человеческой пошлости и ограниченности. Валентин не просто тварь или подлец – нет, это неглупый человек, убеждённый, что он хорош, что все остальные вокруг – пустые, слабые характером неудачники по сравнению с ним. И это очень углубляет образ. Это бессмертный тип. Только такой, расставаясь с любимой женщиной, которая уходит от него, скажет: «В конце концов, я найду себе нормальную женщину. Да-да! Одной тебе я не по вкусу!». Потому что он и любить-то не умеет. А когда пытается этому научиться (во второй части спектакля), выглядит это наивно и механически. Сегодняшний Валентин действительно глубоко и тяжело переживает то, что его покидает Галина: и слёзы на глазах очень убедительны, и попытки остановить, и бессильная совершенно фраза: «Папа, останови её!» – и, чёрт возьми, ему сопереживаешь несмотря ни на что (ну каюсь: сопереживала! Слишком обаятелен и убедителен!), но только за этим сопереживанием всё равно стоит осознание: просто обидно, что уходит к другому; обидно, что отнимают любимую игрушку; обидно, что всё не так, как хочется; обидно, что бессилен. Валентин получился беспомощным и слабым в глубине души, хотя внешне подчёркивает свою успешность и силу, самоуверенность и даже высокомерие. Но все эти черты, на мой взгляд, по тексту не очевидны, а вот по актёрской работе – да! Я ужасно жалела, что была без цветов((( Вообще пора приучить себя не ходить без цветов в «Сферу»… И всем, кстати, советую. Не могу забыть фразу Елены Шаниной, артистки Ленкома, которой мы с Леночкой Дунаевой преподносили букет: «Дарите актёрам цветы, они же как дети: так это любят!».
Александр Пацевич, на мой взгляд, очень органичен в роли Сергея. Эти вытянутые на коленях треники, этот несуразный, длинный тельник вполне согласуются с какой-то постоянной нелепой, «слабой» позой: он всё время как будто перекошенный, как будто надломленный – недаром же он говорит, что у него «случился перелом позвоночного столба», имея в виду собственную жизнь и разлуку с любимой девушкой в юности. Сейчас мне трудно судить о тексте: я под впечатлением от спектакля – но в постановке Александра Коршунова Сергей получился всё-таки опустившийся – и это очень убедительно играет Александр Пацевич. Он многое помнит, он способен плакать, но после выпивки; он хранит фотографию Галины и готов за неё драться, но не может всё-таки её отобрать; он мало что чувствует – и тот факт, что к нему уезжает Галина, на мой взгляд, совсем не делает финал счастливым ни для неё, ни для Сергея, ни для Валентина, ни для Алексея Павловича. Ну разве что отчасти для последнего: его совесть успокоится в какой-то степени.
Алексей Павлович Селищев в исполнении Александра Коршунова очень трогателен! Цельный, энергичный – не представляешь себе, что то, что говорит о нём сын: «Отец, я тебе говорил, слаб!» – правда. Скорее, очередное преувеличение Валентина: просто не хочется ехать на отдых ни с кем из родственников, а хочется погулять вволю. Очень мягкого и мудрого человека играет Александр Викторович: трудно представить, что когда он сломал жизнь Галине из фанатичной любви к сыну – теперь его жизнь изменила, и он воплощает жизненную мудрость и опыт. И произносит очень эмоциональный монолог о времени, которое нельзя винить в собственных промахах и слабостях: промахи и слабости зависят от человека, а не от времени, в котором он живёт. В устах Селищева-Коршунова звучит убедительно.
Не перестану восторгаться Ириной Сидоровой. Очень люблю! Ещё со времён «Скандального происшествия» :) Её пребывание на сцене занимает минут 10-15, не больше. Но она сразу ломает настроение эпизода, и дело не в количестве реплик, а в глубине проникновения в образ. Невольно вспоминаешь полностью противоположную тётушку Лизу из «Обыкновенной истории» и в очередной раз восхищаешься профессиональной и талантливой работой. Ведь легко было бы сделать образ Марии Павловны Беляевой просто комическим и нелепым. А получился только один комический эпизод (и я не уверена, что он задумывался как комический, хотя в тексте он есть) – с баранкой. В остальном же это тоже не конкретный образ жёсткой и суровой женщины, а типаж, судьба в чём-то очень несчастного и одинокого человека – и это блестяще и профессионально сделано!
Я не до конца прочувствовала образ Галины – возможно, мне помешали чисто человеческие ассоциации: Галина – учительница русского языка, и я пристрастна к этому персонажу))))) Но Александра Чичкова, если я правильно почувствовала её Галину, играла как раз то противоречие, которое не даёт покоя Валентину Селищеву: внутренне очень эмоциональную, способную на поступок, «горячую», как говорит Сергей Сорокин, женщину, а внешне – сдержанную, прохладную и даже равнодушную, какой её заставили быть, казалось бы, жизненные обстоятельства. Её внутренняя эмоциональность никуда не делась – и проявляется она не только и не столько в слезах при воспоминаниях о Сергее, сколько в окончательном и быстром решении покинуть псевдосемью ради возвращения в прошлое.
Эдуард Дмитрия Триумфова и Тамара Екатерины Богдановой были, на мой взгляд, вполне органичны и вносили юношескую, задорную энергию и в дом Селищевых, и в спектакль о людях всё-таки скорее зрелого, чем юного возраста. И создавался необходимый контраст для той же Галины: в поступках Эдуарда и Тамары она невольно видит своё не состоявшееся в прошлом счастье – и это актёры аккуратно подчеркнули, это считывалось и было очень уместно.
Мне кажется, очень здорово в очередной раз было организовано пространство: и «сарай» Сергея Сорокина, с разбросанными по полу вещами, скрипящей раскладушкой и перевёрнутой мебелью, и аккуратная московская квартира Селищевых, с книжным шкафом, большим семейным столом и очаровательной детской железной дорогой – всё это здорово погружает в атмосферу, вовлекает в действие – и ближе воспринимаешь всё происходящее. И режиссёрская концепция мне очень понравилась - без лишнего пафоса, как бытовую историю поставлен этот в общем-то не совсем обычный и при этом очень понятный, очень «считываемый» сюжет.
Теперь мне ужасно интересно, что привносит в спектакль другой актёрский состав, так что, предполагаю, на этом спектакле я ещё окажусь! Тем более что в другом составе - интереснейший артист Анатолий Смиранин...
А возможно, даже и не раз окажусь: нужно же показать спектакль тем, кому он наверняка понравится :)