43-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Трагическая любовь с открытым финалом

Трагическая любовь с открытым финалом
22 декабря 2019
Главный режиссёр театра «Сфера» Александр Коршунов представил зрителям премьеру «Затейник» по пьесе классика советской драматургии Виктора Розова. Пьесу «Затейник» Розов написал в 1966 году, когда ещё не исчез генетический, животный страх перед людьми, наделёнными властью. Сергей Сорокин, испугавшись ареста, бросает любимую женщину и бежит из Москвы в Челябинск, скрывается в разных местах, пока не устраивается массовиком-затейником в одном из санаториев под Сочи. Его возлюбленную Галину этот страх вынуждает выйти замуж за нелюбимого и жить все эти годы в несчастливом бездетном браке в семье тестя-прокурора, чтобы спасти любимого от ареста. Сам же прокурор запустил всю эту лавину намеков и страшных домыслов, чтобы шантажом спасти несчастную любовь и жизнь своего любимого сына. Можно сказать, что этот страх стал четвёртым действующим лицом в любовном треугольнике. И вот спустя много лет два бывших однокурсника, влюблённых в Галину встречаются вновь в этом санатории, куда преуспевающий сын прокурора Валентин приезжает на отдых.

Виктор Розов — легендарный драматург эпохи хрущёвской оттепели, «шестидесятник». Его пьесы, ставшие классикой, ставил Анатолий Эфрос в Центральном детском театре (ныне РАМТ), Олег Ефремов розовской пьесой «Вечно живые» открыл «Современник». Кстати, в постановке «Затейника» один из героев ссылается на «Современник» как лучший театр после Большого. Олег Табаков прославился в ролях «розовских мальчиков». Его хрестоматийный герой из из экранизации комедии «В поисках радости» схватил шашку отца времён гражданской войны и рубил ею новую «мещанскую» мебель. Всего же Виктор Розов написал двадцать пьес и шесть киносценариев, из которых всемирно известным стал сценарий фильма «Летят журавли» по пьесе «Вечно живые».

Создатели спектакля в театре «Сфера» поместили героев в своего рода музей советского прошлого, которое объясняет причину разворачивающихся перед нами трёх трагедий. Деревянные теннисные ракетки и мячи в картонных коробках, плакаты, раскладушки, «Советское шампанское», хрусталь, проводной телефон, радиола. Эти и другие «предметы времени» погружают нас в ту далёкую уже советскую повседневность 70-х годов. Музыкальным фоном служит необычайно популярная в то время песня, известная в нашей стране как «Песня о счастливой любви» или «У моря, у синего моря». Впрочем, сегодня в интернете можно легко узнать, что эта песня изначально исполнялась японским дуэтом под названием «Каникулы любви», а потом перебралась в СССР на пластинках Всесоюзной студией грамзаписи «Мелодия», получила русский текст с лёгкой руки поэта Леонида Дербенёва и стала артефактом советской эпохи.

Театр «Сфера» взялся показать, что созданная полвека назад история не теряет своей актуальности и в наши дни. Ведь такие понятия как любовь, предательство, слепая родительская любовь и инфантилизм существует при любом общественном строе. Ни драматург, ни режиссёр не ставят перед собой целью обличить, осудить, навесить ярлыки. Это трагическая история любви с открытым финалом. Мы так и не узнаем развязки. Интрига остаётся вместе с нами, и нам самим предстоит решить, чем всё закончится. Эта интрига похожа на появившуюся в первом акте в руках героев заточенную, «боевую» рапиру. Она как повешенное на стену в первом акте чеховское ружьё, которое держит зрителей в напряжении, но… не выстреливает.

Сергей Щенников, vestimos.ru

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед