44-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Спектакль «Затейник», театр «Сфера». Добро и правда – превыше всего

Спектакль «Затейник», театр «Сфера». Добро и правда – превыше всего
24 декабря 2019

Чтобы сделать выбор – нужна смелость! Пусть настоящую любовь можно пронести через всю жизнь, а ложь рано или поздно станет явью, порой исправлять ошибки слишком сложно, но попытаться всё же стоит. В театре «Сфера» представили спектакль о любовном треугольнике, человеческой нерешимости и механизме страха советского гражданина – «Затейник» по пьесе Виктора Розова.

Два приятеля Сергей и Валентин встречаются спустя много лет в пансионате. В прошлом они ухаживали за одной женщиной, Галиной, в чём при помощи влиятельного отца – сотрудника силовых структур – победу одержал Валентин. Теперь он неверный муж, преуспевающий служащий, доцент, живущий в своё удовольствие. Его оппонент Сергей, раздавленный обстоятельствами, поскитавшись по стране, осел на берегу моря и работает массовиком-затейником, сдаёт отдыхающим комнату по часовой оплате и глушит горькую.

Режиссёр Александр Коршунов не стал осовременивать пьесу Розова. Зритель переносится примерно в конец 1960-х годов. Время подчёркивают новости и песни, доносящиеся из радиоприёмника, вскользь брошенные фразы о реальности тех лет, например, о новаторстве и успехе театра «Современник», скромный быт и инвентарь в коморке затейника Сергея и обстановка в квартире советского интеллигента Валентина, где он живёт с женой и отцом.

Немного не понятным современному человеку может показаться факт, что массовик-затейник – тренер, активист, организатор – предстаёт в образе неудачника и асоциального элемента. В наше время, когда культ ЗОЖ принимает форму истерии, а фитнес-тренеры получают несколько образований, сопоставить эту сферу деятельности и бутылку водки невозможно. Тем не менее, режиссёр следует сюжету драматурга, и его Сергей (Александр Пацевич) неповоротлив, косноязычен, неопрятен, утомлён.

Ему противопоставлен энергичный, всё успевающий, одетый с иголочки и умеющий произвести впечатление Валентин (Анатолий Смиранин). Он ощущает своё превосходство над Сергеем, цинично оценивает всё вокруг, включая собственную супругу, и живёт в режиме «соревнования», где он всегда победитель. Покой Валентина рушат случайно открывшиеся в беседе с Сергеем обстоятельства его брака с Галиной, на которую повлиял, а может оказал давление, его отец.

Галина (Валентина Абрамова) – воплощение страха и трепета советского человека перед людьми в погонах. Пережив арест брата, она восприняла разговор с отцом Валентина о безграничной любви его сына к ней как ультиматум и руководство к действию. Она сделала свой выбор между двумя мужчинами не в пользу любви. Своими руками она спровадила подальше от Москвы Сергея, пытаясь уберечь его от беды, но сломав ему жизнь. Выйдя замуж за Валентина, она спокойно и осознанно воспринимала свой несчастный брак, и без единого упрёка жила бок о бок с человеком, который её на это толкнул.

Узнав о встрече Валентина и Сергея, о том, что тот сохранил ещё юношеское чувство к ней, Галина пребывает в растерянности. Даже сейчас, спустя столько лет, ей сложно принять решение и нужна чья-то поддержка. И она приходит от свекра, разочарованного в собственном сыне, он буквально благословляет Галину на поездку к Сергею и возможность исправить уже неисправимую ошибку.

Антиподом нерешительной Галины предстаёт брат Валентина, 20-летний Эдуард (Дмитрий Триумфов). Он борется за своё счастье, ради любимой девушки сметает преграды в лице собственной матери, отсутствия денег или метража в квартире. Его рискованная безрассудность смешит, восхищает и не оставляет окружающим выбора, кроме как мириться с уже свершившимися фактами.

Финальный уход Галины из семьи даёт надежду на её личное счастье, становится возможностью для возрождения Сергея, крахом благополучного мирка Валентина. Со спектакля уходишь с ощущением будто посмотрел доброе советское кино, где правда восторжествовала, а всё отрицательное рухнуло под её силой.

Наталия Алейнова, Teatr to go

Живой театр

Какой же он этот «мой театр»?
Живой. Сегодняшний и вечный. Просто, в нём не нарушено звенышко: сейчас, сию минуту живой актёр и живой зритель – взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и взаимосвязь... устранено всё, что этому мешает...
Суть-то живого театра в живом общении...

Екатерина Еланская