43-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Прошлое настигает сегодня. РИА Трибуна.

Прошлое настигает сегодня. РИА Трибуна.
16 января 2020


Прошлое настигает сегодня

Когда из театральных кладовых извлекается забытая пьеса советского периода, то отношение к ней весьма скептическое. Спрашивается:  неужели,  что-то  новое могут открыть петые, перепетые мотивы и какие неведомые дали преподнесет автор в убегающем времени, вместе с человеком, изменившемся до неузнаваемости.   

 Так-то оно так, только основополагающие мотивы  человеческого поведения остаются незыблемыми: верность, сопереживание, зависть, отчаянье, страх, не дающая покоя память. Наверное, поэтому драматургию Виктора Розова, уходящую корнями в социалистический реализм, нельзя сбрасывать с "Корабля современности", так как в ней заключены вечные человеческие ценности, связанные с любовью, забвением, раскаяньем независимо от идеологической надстройки.

 Это сумел доказать Александр Коршунов в спектакле "Затейник" на сцене "Сферы", поставив так, будто время не скорректировало поведение героев и они продолжают существовать сегодня, поскольку каждый человек следует своему предназначению и независимо от всесильных обстоятельств остается верен себе или, наоборот, приспосабливается, пытаясь  поймать в мутной воде золотую рыбку. Одним словом, речь идет о цельных натурах, живущих с ощущением человеческого достоинства, и другой породы - "бегущих впереди паровоза" ради самолюбования.

 Случайная встреча двух бывших друзей в Доме отдыха через 17 лет, когда-то влюбленных в одну девушку, ставшую женой продвинутого карьериста Валентина в исполнении Алексея Суренского, превращается для затейника Сергея, сыгранного Александром Пацевичем "на разрыв аорты", в муку мученическую, самоистязание. Пробующего все забыть и не вспоминать ни о звездах с неба, доставшихся молодым и свободным, ни о родительском доме в Москве, ни о бесконечных скитаниях по стройкам коммунизма, спасаясь бегством от возможного ареста после встречи своей невесты  с высокопоставленным папашей, пообещавшем упечь Сергея за колючую проволоку, если она не выйдет замуж за его сына. Так безжалостная государственная машина вмешивается в личную жизнь Галины и Сергея, ломает становой хребет мечтателя. Он не превращается в опустившегося пьяницу, подобно главному герою "Живого трупа" Льва Толстого, предпочитающего считаться мертвым. Сергей тоже превращается в изгоя, выбирая глухую провинцию, где его биография никому неизвестна и теперь может довольствоваться маленькими радостями в общении с изнывающими от скуки ветеранами труда на отдыхе. Имидж доброго и отзывчивого парня, не сующего "нос в чужой огород" также ограждает его от ненужного любопытства. В результате психология вынужденного публичного одиночества героя становится самой важной и интересной в первом акте спектакля. 

 Зрители  с интересом наблюдают за  поведением стареющего на глазах Сергея, абсолютно равнодушного к благоустроенному быту, довольствующегося самым малым. Вместо кровати -раскладушкой, вместо умывальника – стареньким тазом и жестяным ведром, вместо чистой рубашки – видавшей виды тельняшкой и так далее. Опытный сценограф Ольга Коршунова создает такую среду обитания "затворника", которая говорит сама за себя, создавая атмосферу неприкаянности и безразличия. Когда обалдевший от такого превращения Валентин попросит у Сергея  ключи от подсобки для свидания с замужней дамой, то затейник без колебаний отдаст их и тут же откликнется на его предложение купить бутылочку "Столичной" и отпраздновать встречу. В этом веселом на вид человеке поселилась пустота, все эмоции сошли на нет, точнее, он постарался выбросить их из сердца и заменить обыденным существованием: день прошел и ладно, а чтобы не грустить - перечитывать затертые до дыр детективы и придумывать дурацкие игры с изнывающими от скуки ветеранами труда. Одну из таких забав, разогревающих кровь, он тут же предлагает зрителям, сидящим в первом ряду. Не смешно! 

 Чем больше непримиримые соперники пропускают по рюмочке, чем старательнее Валентин Алексея Сурецкого пытается загладить  вину и установить видимый контакт, тем дальше Сергей отдаляется от жизнерадостного экс друга, решив, наконец, выяснить: знал ли он о разговоре своего отца с его невестой и на что рассчитывал, оставив родителям записку о прощании с жизнью из-за неразделенной любви… 

 Зрители тоже пытаются проникнуть в тайну, покрытую мраком, не потерявшую своей актуальности за давностью лет, ведь кто-то должен ответить за сломанную судьбу человека…  Но Виктор Розов, а вслед за ним и режиссер продолжают затягивать узел канувшей в прошлое интриги, ибо фотография Галины, спрятанная в тумбочке холостяка – затейника, тоже о многом говорит…  В первую очередь о верности и любви, неподвластной времени. Скажите – идеализм?" Но ведь именно такие чувства согревают сердца всезнающей публики, поверившей, благодаря игре актеров, в чудо. 

 Во втором действии спектакля горе -затейник не появится в московской квартире Валентина и Галины, а останется лежать на грязном полу подсобки после нокаута спортивного доцента, отобравшего фотографию своей жены.  

 Благодаря сценографии Ольги Коршуновой здесь совсем другая обстановка с белой скатертью на круглым столе, вазой с цветами, фарфоровым чайным сервизом, серебряными ложечками и вилочками, с тихо льющейся музыкой из радиоприемника "Рекорд". Во всем чувствуется заботливая рука хозяйки, появляющаяся на пороге с коробкой торта и пачкой только что вышедшего тиража детского букваря, составленного ею. По-прежнему милой и красивой Галиной в исполнении Валентины Абрамовой. Тут же забавляется с детский железной дорогой ее тесть Алексей Павлович. От прежнего грозы "врагов народа" и следа не осталось. Теперь это благодушный, рассудительный "инженер человеческих душ", вытащивший счастливый билет на старости лет. Правда, с нервным сыном, вернувшимся из Сочи, что-то непонятное происходит, да еще "желторотый" племянник Эдуард преподносит неожиданные сюрпризы, исхитряясь во время кратких набегов что-нибудь сломать. Вот и сейчас он вихрем врывается вместе с однокурсницей  в дом деда и кажется готов сообщить что-то важное… Это один из тех розовских мальчиков, которые идут напролом, режут правду – матку в лицо родителям и не предают любимых девушек.  

  Тем не менее в квартире, полной чаше добра, несколько холодновато, воздух какой-то наэлектризованный, как будто должно произойти что-то непоправимое. Первый разрушительный удар наносит, как и следовало ожидать, взбалмошный Эдуард в исполнении Дмитрия Триумфова, вскрывший сейф на работе у матери, чтобы забрать оттуда свой паспорт для регистрации с  детдомовской дурнушкой Тамарой в круглых очках. (Ее играет студентка Щепкинского училища Екатерина Богданова). Зря фигуристая Мария Павловна в официальном черном костюме, этакая "железная леди" в исполнении Ирины Сидоровой пытается вразумить непослушного сына. Ей с трудом удается сдерживаться, и сохранять хотя бы внешнее спокойствие. Будь ее воля, она бы поместила его в клетку и обучала "птичьему языку" потребителей, что выгодно, а что смертельно для карьеры.  Но этим новоявленным молодоженам неведом страх, не то, что Галине, вышедшей замуж за нелюбимого человека ради спасения Сергея. "Стерпится – слюбится" - не получилось, ушла в себя, смирилась. Зато, как ни странно, прозрел Алексей Павлович, узнав от сына, что Сергей Сорокин жив и теперь можно хотя бы на словах рассчитаться с прежними "долгами" и покаяться в своих грехах, Будто проснувшись от летаргического сна, Галина решает покинуть респектабельный дом с чуждыми ей людьми. Собрав чемодан и не обращая внимание на разумные доводы практичного Валентина, она пытается  успокоить посыпающего голову пеплом старика, мол, "Время было такое!" И тут неожиданно взрывается Алексей Павлович в блистательном исполнении Александра Алексеева. Забывая о высоком давлении и больном сердце, он кричит, разбрасывая стулья и все, что попадается на его пути: "Время, время было такое, которым пользуются, как спасительным кругом. Почему другие оставались чистыми, а другие марались?! Таким образом Селищев-старший выносит приговор себе и тем, кто прятался за ширмой безнравственного закона и злой силы. Ведь у прошлого нет срока давности, как и у истории, которая может в любой момент повториться, только люди не хотят думать об этом, ведь куда комфортнее все забыть и плыть по течению… 

  Финал спектакля остается открытым. Галина уезжает к Сергею, но будут ли они счастливы, став другими? Поможет ли им память забыть о прошлом и не повторять допущенных ошибок, ведь прошлое, как ни странно, догоняет сегодня. 

Автор статьи: Любовь Лебедина, РИА "Трибуна".

Живой театр

Какой же он этот «мой театр»?
Живой. Сегодняшний и вечный. Просто, в нём не нарушено звенышко: сейчас, сию минуту живой актёр и живой зритель – взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и взаимосвязь... устранено всё, что этому мешает...
Суть-то живого театра в живом общении...

Екатерина Еланская