14 сентября 2021
РОЗОВФЕСТ открылся спектаклем «Затейник» Московского драматического театра «Сфера» по пьесе Виктора Розова. Что можно назвать современной классикой, как спектакль живёт на разных сценах, и какую свою пьесу Виктор Розов считал лучшей – об этом рассказал главный режиссёр «Сферы» Александр Коршунов.
Вы много ставите русскую драматургию. Какое место в этой истории занимает Розов?
Почему именно «Затейник»?
Чем вы руководствуетесь, когда выбираете литературный материал для спектакля?
Чем отличается выбор материала для театра и для студентов?
Как вы переносите спектакли из своего пространства на другие площадки во время гастролей?
Можно сказать, что это уже совсем другой спектакль?
Алёна Волкова
Вы много ставите русскую драматургию. Какое место в этой истории занимает Розов?
Конечно, у меня есть много постановок наших авторов. Я не могу похвастаться тем, что хорошо знаю современную русскую драматургию, хотя стараюсь с ней знакомиться. Недавно у нас прошла лаборатория новой драматургии с молодыми режиссёрами. Выпускник мастерской Кончаловского будет ставить у нас «Землю Эльзы» Ярославы Пулинович, но сам я больше занимаюсь классикой или советской драматургией. Ставлю Розова, Вампилова.
Розова я очень люблю и не единожды к его творчеству обращался: была «Обыкновенная история» в замечательной инсценировке Виктора Розова, со студентами в ВТУ Щепкина на прошлом курсе у нас была пьеса «В поисках радости», и вот «Затейник» – не особо известная, но, по моему мнению, одна из лучших пьес. Это классика, она современная и очень нужная нашему зрителю.
Почему именно «Затейник»?
«Затейника» я читал давно, помню эту пьесу ещё со своих студенческих времен. Она мне очень понравилась и в памяти всегда присутствовала, настал её час. Два года назад я думал о постановке и остановился именно на ней, потому что это замечательная пьеса. Даже когда у Розова спрашивали, какую пьесу он считает лучшей, он называл первый акт в «Затейнике». На мой взгляд, и второй акт прекрасен – это очень современная пьеса и глубокая.
Когда мы только начали её репетировать, мало кто из актёров её знал. Они открыли для себя пьесу, и говорили: «Ах, какая драматургия! Ах, какой Розов». Это замечательные роли, в пьесе много современных тем. Главная, конечно, это ответственность за свои мечты, за свою любовь, за юношеские идеалы, и что с ними происходит дальше. Одна из главных причин неудач – страх. Страх – это очень глобальное понятие. Страхов много в нашей жизни, именно они не дают нашим мечтам исполниться. Пьеса «Затейник» очень своевременна.
Чем вы руководствуетесь, когда выбираете литературный материал для спектакля?
Главное, чтобы он меня зацепил, нажал на какие-то болевые точки, что-то ёкнуло, стрельнуло. Я должен чувствовать, про что это.
Чем отличается выбор материала для театра и для студентов?
Это всегда зависит от состава актёров или состава студентов, если браться за «Гамлета» нужен Гамлет. В театре существует определенный расклад репертуара, а у студентов главное не забывать, что это учебная работа, она должна раскрывать их и помогать дальнейшему развитию.
Как вы переносите спектакли из своего пространства на другие площадки во время гастролей?
Это вопрос всегда непростой. С одной стороны, можно сказать: давайте никуда не ездить, потому что такой сцены нигде больше нет. С другой стороны, очень важно выезжать и показывать спектакли. Актёрам всегда нужно знакомство и общение с новым зрителем, с новыми городами. До пандемии мы очень много ездили: во Владимир, Могилёв, Тбилиси, Иркутск, Нижний Новгород, Самару. Всегда и везде нам нужно создавать сферу, которая у нас существует, на новой площадке. Здесь, в Ярославле, нам сразу сказали, что выходы в зал невозможны из-за пандемии, даже в тех спектаклях ТЮЗа, где они существовали, пришлось всё убрать. Мы были перекрыты ещё и с этой стороны – не стали выходить в зал.
Наш театр «Сфера» – это театр человеческого общения. Зрители должны чувствовать себя соучастниками того, что происходит, а не сторонними наблюдателями, не подглядывать через рампу сцены. Самое дорогое в театре – общение сущностное, внутреннее, а не глаза в глаза. В нашем театре все находятся в одной сфере. Будем стараться этого добиться в Ярославле. Конечно, каждый раз приходится заново решать пространство, менять мизансцены, проводить большую монтировку и репетицию.
Можно сказать, что это уже совсем другой спектакль?
Этого бы мне не хотелось, конечно. Мы ощущаем какую-то прибавку от освоения нового пространства. Я очень был рад, когда мы вывозили «Дачников» во Владимир и Нижний Новгород, тогда у нас были и выходы в зал, и желание вовлечь всех в диспут. Масштаб зрительного зала, масштаб разговора, его укрупнение, новые краски и новые ноты что-то добавляют в спектакль. Но по существу, тот спектакль, который мы задумали, должен осуществиться. Новые вещи появятся, мне самому интересно, что из этого получится.
Алёна Волкова
Редактор блога Ляля Петухова
Материал предоставлен пресс-службой Ярославского ТЮЗа им. В.Розова
https://www.rozovfest.com/post/%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8F-%D0%BD%D0%BE%D1%80%...