16 февраля 2017
"Что я видел и понял в лагере.
Чрезвычайную хрупкость человеческой культуры, цивилизации. Человек становился зверем через три недели — при тяжелой работе, холоде, голоде и побоях.
...Понял разницу между тюрьмой, укрепляющей характер, и лагерем, растлевающим человеческую душу.
...Понял, почему человек живет не надеждами — надежд никаких не бывает, не волей — какая там воля, а инстинктом, чувством самосохранения — тем же началом, что и дерево, камень, животное..."
Варлам Шаламов
Человек, не знающий своей истории, неполноценен.
Как сказал Михайло Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Наше поколение, благодаря нашим родителям, которые читали Солженицына и Шаламова в каких-то перепечатанных на машинке листках и передавали друг другу, знакомо с этим жутким прошлым нашей страны.
К сожалению, молодежь уже нет. Не так уж много из 20-25-тилетних читают Солженицына, который наверняка стоит на полках дома у бабушек и дедушек. Да и про Шаламова вряд ли слышали.
Наверное, поэтому много, кто "ведется" на неуместные пропагандисткие высказывания. Я не знаю, есть ли та самая генетическая память. Или она уже растеряна окончательно, затмилась рекламой сникерсов и гуччи.
Помните фильм "Тоталитарный роман"?
Главный герой задает вопрос героине Наде: "Неужели ты во все это веришь?" (дословно не помню, но суть была именно в том, что люди верили в построение Светлого Будущего, в Коммунизм. Все верили, родители наши верили и бабушки с дедушками).
Но вернемся к Шаламову.
Не знать нашу историю стыдно. Не знать, что творилось со страной и людьми недопустимо для нормального и полноценного человека.
"Колымские рассказы" - это первый сборник рассказов Шаламова про жизнь заключенных ГУЛАГа.
Как писал сам Шаламов, "«Колымские рассказы» — фиксация исключительного в состоянии исключительности. Не документальная проза, а проза, пережитая как документ, без искажений «Записок из Мёртвого дома». Достоверность протокола, очерка, подведённая к высшей степени художественности, — так я сам понимаю свою работу. В «Колымских рассказах» нет ничего от реализма, романтизма, модернизма. «Колымские рассказы» — вне искусства, и всё же они обладают художественной и документальной силой одновременно".
В год 110-летия со дня рождения Варлама Шаламова театр "Сфера" включил в свой репертуар спектакль "По снегу...Колымские рассказы".
Режиссер спектакля - прекрасная Мария Аврамкова.
Я благодарю сообщество moscultura за возможность побывать на пресс-показе этого спектакля.
Из театра я вышла в том состоянии, когда ты снова и снова возвращаешься мыслями к увиденному, переживаешь какие-то моменты. Сочетание музыки, кадров документального кино и фотографии на заднем плане и, конечно, замечательные актеры создали именно то ощущение погружения в воспоминания народа. Как мы это пережили? Поистине, в такие моменты думаешь, что человек способен на невероятное и не поддающееся никаким объяснениям...
Спасибо актерам за такую честную и пронзительную игру.
Спасибо создателям этого спектакля.
Идти, идти обязательно!
Ну, и, конечно же, читать Варлама Шаламова...