30 декабря 2018
Однажды Федор Михайлович Достоевский « написал вещичку голубиного незлобия и замечательной невинности»
Это он про «Дядюшкин сон», трагичный водевиль свой сказал. От некоторых постановок сна этого я рыдала в школьном детстве, так жалко было дедушку князя, обижаемого жестоко.
А вот теперь совсем иное. Не плачу, а смеюсь. Ведь есть над чем, наконец-то!
Как только ворвались в пространство сцены старый князь и Павел Мозгляков, так сразу стало весело, легко и не страшно.
Князь (Вадим Борисов) так элегантен, и усы завиты, и улыбка, и трость при нем.
Главное теперь для него, чтоб тайфун не снес. В роли тайфуна, бури и начальника любых безумных проектов выступила Татьяна Филатова. Ее красота, энергия, воля – вот то, что понадобилось бы князю несомненно, в жизни, и подошло бы. Но, увы, в те времена считалось, что она стара, да и старички современные поймут увлеченный лепет как бы маразматического князя про формы 14-летних девочек. А вообще актриса эта очень хороша, ей к лицу платье цвета сицилийского апельсина, черные кружева и непристойные планы (А также ханжество, чай в пять часов и лето в Ницце) и не к лицу проигрывать. Короче, Марья Александровна Москалева – яркий и удачный образ. Не соскучишься ни секунды.
Ну а что же князь? Когда он начал про знакомство с Байроном, стало понятно, что Федор Михайлович прильнул к источнику Николая Васильевича Гоголя, забрал оттуда кое-что, для юмора. Краковяк лорда Байрона в Вене. Ай-яй-яй. Поглумился над хромым поэтом? Жди того же.
Дама Москалева всего лишь планирует всучить князю дочь в качестве жены, и путешествовать с ними потом. А что вы бы сделали за поездку в Швейцарию, Италию и пр.? Не сдали б чадо в дорогой прокат? Когда из собственного капитала – старинный и красивый дом (декорации!), муж милый, но без самолюбия, и дочь 23 лет, влюбленная в чахоточного (и наверняка, превредного) уездного учителя. Помрет, и что дальше? Дальше – Мозгляков, который не нравится Зинаиде. А зря.
Загляденье этот Мозгляков (Павел Степанов), красавчик молодой, говорун, влюбленный не на шутку, модный и способный на плохой поступок ради чувств. Единственно, что ниже ростом предмета любви своей, и мельче корпусом, совсем не дылда.
Зинаиду Афанасьевну играет Екатерина Давыдова-Тонгур. Хорошо. Достоинство, серьезность, искренность, порядочность – все так отчетливо в ней. Вот с красотой – сложнее.
Как увидела ее – подумала – ох, цыганка, Стеша же это, например, не барышня деревенская, еще и поет исключительно. Не пищит как провинциальная девушка, а напротив - имеет низкий голос, красивый тембр, глубокую интонацию. Коса Зинаиды – о скромности нам говорит, светлые платья, что пока девица. А вот глаза – темно-зеленые, брови черные, осанка степенная – о всякой чертовщине.
На любителя такая красота. Все рядом с ней – мелкие.
Добавлю, что именно мелкие, зато развеселые.
Совершенно шедевральная полковница (Людмила Корюшкина), просто вихрь, блеск и варьете.
Бедная родственница Москалевой (Аврамкина Мария), интриганка, конечно, и вся эта вынужденная скромность не дает развернуться в ней барыне-государыне. Однако виден потенциал, актриса как-то умеет показать скрытый резерв своей героини.
И остальные грации – не хуже будут.
Финала пьесы, который Федор Михайлович стянул из Евгения Онегина, не будет.
И хорошо. Так лучше. Когда князь просто убегает в дверь.
Финита ля комедия.