29 января 2019
В театре «Сфера» - пример классического актерского спектакля, по которому зачастую тоскует сегодняшний зритель. Впрочем, бережное отношение к первоисточнику вовсе не означает, что спектакль лишен неожиданных режиссерских находок.
Кажется, само пространство театра «Сфера» подтолкнуло создателей спектакля к сценическому решению трагикомедии Достоевского. Сидящие вокруг сцены зрители, словно гости на балу Москалевой, оказываются в самой гуще событий. Скандальные выяснения отношений и исповеди горячих сердец происходят со всех четырех сторон от них, будто в новомодной виртуальной реальности. Этим балом единовластно правит Марья Александровна Москалева (Татьяна Филатова) - сгусток энергии, помноженный на стервозность, обаяние и хитрость. Вместе с тем, под внешней решительностью нет-нет да и промелькнет несчастливая женская судьба и материнский страх за дочь Зину.
Москалева настолько увлечена идеей выдать дочь замуж за старика князя К., что не замечает, как в ее хитроумный план вмешиваются внешние силы. Она грезит, что после замужества Зина уедет из провинциального Мордасова в Испанию. Тема обетованной страны, столь близкой темпераменту мордасовских дам, иронично обыграна то страстной хабанерой, под которую лихо отплясывает Москалева, то алой розой в волосах Настасьи Петровны (Мария Аврамкова), сорвавшей ее план.
На противоположном полюсе от мордасовских Кармен обитают не способные соответствовать их ожиданиям слабые мужчины: супруг Москалевой рохля Афанасий Матвеевич (Олег Алексеенко), водевильный Мозгляков (Павел Степанов) и главный герой спектакля - князь К. Интересно, что в трактовке Вадима Борисова князь далек от характеристик, которыми наградили его злые языки: он далеко не стар, более того, он единственный способен увидеть благородную душу в затравленной Зине. Главная трагедия князя - внезапное осознание своей смертности. Отсюда и трактовка заглавия: дядюшкин сон - это образ промелькнувшей жизни, которая обрывается помимо нашей воли, словно прерванное сновидение.
Алла Шевелева, журнал "Театральная афиша столицы"
Кажется, само пространство театра «Сфера» подтолкнуло создателей спектакля к сценическому решению трагикомедии Достоевского. Сидящие вокруг сцены зрители, словно гости на балу Москалевой, оказываются в самой гуще событий. Скандальные выяснения отношений и исповеди горячих сердец происходят со всех четырех сторон от них, будто в новомодной виртуальной реальности. Этим балом единовластно правит Марья Александровна Москалева (Татьяна Филатова) - сгусток энергии, помноженный на стервозность, обаяние и хитрость. Вместе с тем, под внешней решительностью нет-нет да и промелькнет несчастливая женская судьба и материнский страх за дочь Зину.
Москалева настолько увлечена идеей выдать дочь замуж за старика князя К., что не замечает, как в ее хитроумный план вмешиваются внешние силы. Она грезит, что после замужества Зина уедет из провинциального Мордасова в Испанию. Тема обетованной страны, столь близкой темпераменту мордасовских дам, иронично обыграна то страстной хабанерой, под которую лихо отплясывает Москалева, то алой розой в волосах Настасьи Петровны (Мария Аврамкова), сорвавшей ее план.
На противоположном полюсе от мордасовских Кармен обитают не способные соответствовать их ожиданиям слабые мужчины: супруг Москалевой рохля Афанасий Матвеевич (Олег Алексеенко), водевильный Мозгляков (Павел Степанов) и главный герой спектакля - князь К. Интересно, что в трактовке Вадима Борисова князь далек от характеристик, которыми наградили его злые языки: он далеко не стар, более того, он единственный способен увидеть благородную душу в затравленной Зине. Главная трагедия князя - внезапное осознание своей смертности. Отсюда и трактовка заглавия: дядюшкин сон - это образ промелькнувшей жизни, которая обрывается помимо нашей воли, словно прерванное сновидение.
Алла Шевелева, журнал "Театральная афиша столицы"