08 сентября 2020
Ещё в апреле должен был «вырасти» молодой, новый «Лес» в театре «Сфера». Мы дождались его в сентябре, вчера состоялась премьера.
Одна из лучших пьес Островского поставлена молодым режиссёром Сергеем Виноградовым Сергей Виноградов, не без разумных и деликатных сокращений, динамично, образно и ярко.
Как сложно представляя театр на театре, не заиграться, не впасть в двойную фальшь, двойную сценическую неправду..
(При этом и любое переигрывание, любой «пережим» объяснимы).Так в начале и объясняешь себе затянувшуюся сорочью трескотню Гурмыжской (Татьяна Филатова), ожидая, конечно, резкого разворота в её произносительной и поведенческой манере. И этот поворот происходит, да и не один!
Сегодня был тот редкий случай по-настоящему ансамблевой игры, торжество подлинной, равноправной актёрской игры, а не перформативного нечто, которое – надо, не надо ли – заполонило всё.
Скудость декораций, нарочито театральных (театр на театре же) и простых и (а что должно быть на усадьбе Пеньки с пустошами Горелой, Палёной и Пылаевой?) позволяет с пристальным вниманием ловить каждое произносимое слово, каждый вздох, каждый взгляд.
Кстати, о взглядах. Прелестным открытием для меня сегодня стала Аксюша (студентка Щепкинского училища Дарья Затеева), во взоре которой не было места пустоте, но – осознанности, чувству и толку. Видимо, Островский у щепкинцев в крови, в составе ДНК. И потому так же хороши Пётр (Дмитрий Бероев) и Буланов (Даниил Толстых).
А чего стоят проницательные взгляды Карпа Савельича (Вячеслав Кузнецов), говорящего одно, а мыслящего совсем иное!
Обаятельнейший Несчастливцев – Александр Пацевич Aleksandr Patsevich, в актёрской судьбе которого уже были Жадов и Лопахин, особенно свободно чувствует себя именно в этом лесном массиве, великолепно переключаясь из актёрского регистра в человеческий, из состояния опьянения в состояние трезвомыслия. И если у иных исполнителей есть второй, а иногда и третий состав, то на месте Несчастливцева уже не видишь никого иного.
Чуждым «лесному братству» (что в общем-то логично) представлен Восьмибратов замечательного Василия Куприянова, по натуре слишком интеллигентного, конечно, для этой роли купца. Но, возможно, режиссёрский расчёт на этот оксюморон и был: интеллигентный купец, который должен, думать о барыше, но уступает натиску актёрской правды и веры в кротость тётушки Несчастливцева. Хотя я сомневаюсь.
Неожиданно яркой вышла Улита Елены Еловой. Мы привыкли к воплощению "старухи"-ключницы, забывая о смещении возрастных понятий в позапрошлом столетии. Эта Улита, под почти монашеским одеянием, в действительности многослойным, прячет небывалый и невоплощённый, атомный заряд сексуальной энергии. Хотя без чрезмерной визуализации утех Счастливцева (точно рождённого для этой роли Антона Алипова) и Улиты, можно было обойтись, при всей их комичности. Гораздо сильнее – если уж этих смыслов хотелось – одна продуманная и явленная деталь: выбившаяся из-под
монашьего платка коса в седьмом и восьмом явлениях четвёртого действия.
Особо нужно сказать о замечательно продуманных и исполненных художником театра Ольгой Хлебниковой костюмах. Это отдельное зрительское удовольствие.
Так открылся 40-й сезон Театр "Сфера" . Пусть он будет событийно насыщенным и ярким! А я хочу ещё раз посмотреть спектакль в ином составе (для сверки ощущений и понимания, что заложено режиссёром, а что принадлежит актёрскому прочтению и таланту).