«Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты – вы», – возвышенно произносит Несчастливцев, главный герой комедии «Лес». Не будет преувеличением утверждение, что эта пьеса одна из самых популярных среди творческого наследия Александра Островского. Первоначально «Лес» был задуман как семейно-бытовая комедия, поэтому образы Несчастливцева и Счастливцева имели лишь контурное обозначение. Работая над композицией, драматург постепенно усиливал сатирический тон и смастерил полнокровную социальную галерею персонажей. В результате, даже эпизодические роли, как например, роль ключницы Улиты, стали абсолютно полноценными и ярко завершёнными.
В сентябре новая версия комедии появилась на сцене театра «Сфера». Режиссёр Сергей Виноградов не стал осовременивать сюжет и переносить его из конца ХІХ века в сумбурные реалии ХХІ-го. Вместе с художником Ольгой Хлебниковой, он воссоздаёт (пусть и схематично) колорит эпохи купцов, богатых помещиц и кавалеристов. Пространство театра диктует жёсткие рамки авторам спектакля, ведь круговой амфитеатр с центральной сценой требует скрупулёзного и выверенного сценографического решения. В нём должен найти отражение художественный замысел, но вместе с тем, визуальная форма обязана адекватно восприниматься зрителями. Деревянный мостик, переброшенный от первого сектора амфитеатра к противоположному, становится основной точкой развития сюжета. Здесь герои Островского будут неспешно распивать чай, кататься на качелях, страстно целоваться и продавать лес… Образ леса становится символическим стержнем всей пьесы. Продажа лесных угодий воспринимается как знак упадка дворянского уклада и, параллельно, как образ сумрачной, тухлой жизни. Возможно, лес противопоставляется чеховскому вишневому саду и отражает дремучее провинциальное прозябание, где правит исключительно желание разбогатеть.
Гурмыжскую играет Ирина Сидорова: по-женски эмоционально, с надрывом, педалируя на внешних аффективных настроениях. Вдова Гурмыжская постоянно пьёт, то ли для храбрости, то ли это её естественный допинг. После пятой рюмочки кажется, что она вот-вот окосеет и ненароком потеряет ящичек с деньгами. Ещё больший акцент на внешнюю эмоциональность делает исполнитель роли Несчастливцева – Александр Пацевич. Его герой – бродячий актёр, который в доме тётушки Гурмыжской выдает себя за отставного офицера. Он пьянствует, ничего не наживает, но искренно сочувствует влюбленной паре, жертвуя деньги ради их счастья. Александр Пацевич говорит вычурно патетично, басом, пытаясь играть Актёра Актёрыча, постоянно находящегося во хмелю. Из-за этого финальный текст, который Несчастливцев декламирует из шиллеровской драмы, не воспринимается как манифест благородства простого комедианта.
«Люди, люди! Порождение крокодилов! Ваши слезы – вода! Ваши сердца – твердый булат!», – эта цитата взята Островским неспроста. Приём «театра в театре» не заканчивается на образах Несчастливцева и Счастливцева. В «лесу» провинциальной усадьбы все играют понравившуюся роль, у всех своя маска. Так, Гурмыжская пытается в глазах окружения казаться благородной и доброй вдовой, которая приютила бедную сироту Аксюшу (Дарья Затеева); притворяется и Буланов (Иван Мишин), приударяя то за сиротой, то за стареющей помещицей. Ивану Мишину особенно удается сцена смены маски робкого и стеснительного юноши на почти что хозяина усадьбы. Он появляется с сигарой, абсолютно уверенный, довольный, даже будто повзрослевший. За его отношениями с почтенной дамой наблюдают все, понимая, что являются свидетелями настоящего фарса. Молодой альфонс женится на богатой вдове – классическая картина и для нашего времени…
Помимо главной любовной линии Аксюши и Петра (Дмитрий Триумфов), случается мимолётное увлечение Счастливцева (Павел Степанов) ключницей Улитой (Виктория Склянченкова). Их сцена подготовки к страстной ночи любви усиливает комический эффект всей постановки. Это действительно смешно, хотя, выбранный приём со снятием бесконечного количества юбок, далеко не новый. А вот что воспринимается действительно свежо, так это две небольшие роли: Милонов в прочтении Сергея Рудзевича и Восмибратов в исполнении Александра Алексеева.
Милонов – богатый сосед Гурмыжской и согласно описанию самого Островского: «гладко причёсан, одет изысканно, в розовом галстуке». В спектакле на нём яркий розовый пиджак и невероятное обаяние в каждом жесте! Этот Милонов действительно сошёл со страниц пьесы, сумев привнести особенный дух, пропитывающий островских персонаж. Здесь и барская изнеженность, и самоирония, и лёгкость воссоздания второстепенной роли. Герой смотрит на Гурмыжскую как на собственное отражение, поэтому оправдывает любой её безумный поступок. Но лесть его настолько искренняя, что он сам верит в неё. Сергей Рудзевич сумел создать собирательный образ, аккумулировав какие-то особенно важные и тонкие черты героев Островского, которые всегда будто в стороне, но при этом иллюстрируют острохарактерную прослойку общества. Этими характерами пропитаны все пьесы Островского, а подобных людей мы встречаем и сегодня.
Купец Восмибратов покупает лес и тем самым венчает гибель дворянской пошлости и расточительства. В нем, как и в абсолютно каждом человеке, соседствует благородство и жёлчная червоточинка. Он способен на обман, на грубую принципиальность, но желание не марать своё имя всегда одерживает вверх. Он соглашается на брак сына даже при скромном приданом, но это не идет в разрез с его принципами: деньги за невесту должны быть уплачены! Александр Алексеев играет Восмибратова настолько сочно и ярко, что с каждым появлением на сцене автоматически приковывает к себе внимание. Его герой не суетится, избегает чересчур эмоциональных жестов, он достойно «носит себя». Актёру не нужны никакие вспомогательные рычаги, чтобы оживить героя, вдохнуть в него энергию характера. Невероятная харизма и притягательная сдержанность делает этого Восмибратова гораздо благороднее Несчастливцева.
«Лес» Сергея Виноградова это классический взгляд на комедию, которой в нынешнем году исполняется без малого 150 лет! Отказавшись от сценографических спецэффектов, музыкальных пируэтов, режиссёр пересказывает историю с особенным пиететом перед драматургом. Действие завершается торжеством справедливости и обличением дворянских нравов, но что-то манящее всё же остаётся в этом «лесе». Да, дремучий, глухой провинциальный лес, но сколько в нём жизни: от мелкого насекомого до многолетнего дуба; там все дышит, трудится, борется за своё место под Солнцем. Своё место в сердцах зрителей может занять и спектакль «Лес» в самом душевном, тёплом, добром и необычном театре «Сфера»!
Елена Жатько, teatrtogo