«Играешь-играешь роль, ну и заиграешься». Случайная оговорка Гурмыжской наилучшим образом характеризует замшелых обитателей непролазных «дебрей» из пьесы А.Н. Островского «Лес». Этим спектаклем Московский драматический театр «Сфера» открыл 40-й сезон.
Трагикомедию «Лес» поставили режиссер Сергей Виноградов и художник Ольга Хлебникова, превратив богатую усадьбу Гурмыжской в подобие местечкового театра, где даже лесные угодья напоминают кулисы. В «Пеньках» все нарочито театрально - антураж, костюмы, эмоции. У каждого своя роль, но исполняют ее из рук вон плохо, то и дело срываясь на фальшивые ноты. Это прежде всего о хозяйке поместья, разыгрывающей перед богатыми соседями Милоновым и Бодаевым утонченную особу, которая страдает, думает только о ближних и стремится творить добро. Темная вуаль, заломленные руки, мокрый от слез белоснежный платочек - обычный набор для создания подобного образа. Участники представления, возможно, уже не раз слышавшие этот «высокий» монолог, обходятся стандартными фразами и восклицаниями, в которых нет и доли искренности. Грубоватый Бодаев Александра Филатова явно скучает, угодливый Милонов Сергея Рудзевича больше увлечен угощением, чем размышлениями хозяйки о нравственности и добродетели. И только когда Раиса Павловна пылко заговорит о несчастной судьбе Буланова, переводя недостатки этого недоучившегося гимназиста в сомнительные достоинства, глаза Милонова хитро блеснут. Будто бы он сразу догадался о секрете стареющей барыни и готов следить за дальнейшим развитием событий с неподдельным интересом.
На протяжении всего спектакля Гурмыжская Ирины Сидоровой в зависимости от ситуации будет наигрывать то кротость и бескорыстность, то строгость манер, то романтическую увлеченность. В общении же с бедной родственницей Аксюшей, слугой Карпом, ключницей Улитой, Восмибратовым в этих масках надобности нет, и Гурмыжская становится собой. Нужно сказать, что реальный образ далек от идеала. Особенно в первой сцене с купцом поражает мгновенность таких перемен - от изысканной дамы до развязной и хваткой торговки. В обществе «мужика» ей не нужно казаться радушной хозяйкой, она не предлагает ему присесть, рюмку водки наливает только себе. Восмибратов не удивлен, потому что хорошо знаком и со сценическими версиями Гурмыжской, и с ее закулисьем.
Герой Александра Алексеева вообще никак не соприкасается с классическим Восмибратовым, каким его видели исполнители во времена Островского и позднее. Это не злобный купец и самодур, а умный, внимательный наблюдатель. За внешним спокойствием и невозмутимостью угадывается не только крепкий хозяин, но и сохраняющий достоинство человек. Да, он обманывает Гурмыжскую в сделке с продажей леса, но это не проявление алчности, а заслуженный урок для заигравшейся барыни. Требование приданого за Аксюшу той же природы, потому что для Раисы Павловны это шанс совершить, наконец, благородный поступок.
Ольга Хлебникова придумала для Восмибратова необычный костюм - ярко-синий сюртук, бархатная жилетка брусничного цвета, цилиндр и в довершение сапоги с лаковыми голенищами. Вполне подходящий наряд для визита в «театр» Гурмыжской, своего рода декорация (мы люди простые, но с деньгами), за которой скрывается истинное отношение к происходящему. Столь же говорящие костюмы носит Улита - от монашеского черного в тон аскетичному образу хозяйки «Пеньков» до откровенно опереточного, когда та объявит Буланова своим мужем и наденет легкомысленное розовое платье с нелепыми рюшами и бантиками.
Легкая, ироничная Виктория Склянченкова в роли ключницы временами напоминает суфлера, который хорошо знает фразы и жесты главной «актрисы», у нее всегда наготове платочек для очередной сцены со слезами. Этот спектакль ей известен до мелочей. Гурмыжская творит легенду о бедном благородном юноше и свято верит в нее, заискивающая ключница с удовольствием вписывает туда и собственные фантазии. Она и сама, закрутив короткий роман со Счастливцевым, «дает сердцу отвагу». Мимолетная иллюзия свободы и счастья для нее как награда за постоянные унижения.
Буланов Ивана Мишина тоже отлично вписывается в фальшивый мир Гурмыжской. Для дворянина слишком суетлив, но в житейской хватке ему не откажешь - за деньги и душу заложит, и близкого предаст. С Аксюшей развязен, с богатой барыней напоминает испуганного ученика, который не знает урока, но изо всех сил старается угодить. Он тоже легко меняет маски, быстро ориентируется в ситуации и в итоге за один вечер превращается из приживалы в будущего коннозаводчика. Сумеет ли потерявшая от любви голову Раиса Павловна в будущем сдерживать его аппетиты, остается большим вопросом.
Однако есть в окружении Гурмыжской персонажи, лишенные и тени театральности. Это лакей Карп Вадима Борисова, который четко исполняет свои обязанности, но всегда внутренне сосредоточен, отгорожен от происходящего. Старик не церемонится с Улитой и Булановым, но сдержанно нежен с Аксюшей. Они без слов понимают друг друга: девушка протягивает Карпу записку и знает, что тот без лишних вопросов передаст ее по назначению. Аксюша Дарьи Затеевой сильная, гордая, знающая цену душевному теплу. Она никогда не станет играть в комедии Гурмыжской, даже если это грозит ей изгнанием и нищетой. Для нее нет счастья - есть жизнь, а любовь к Петру лишь маленький праздник для усталого сердца. Вряд ли они подходят друг другу, так рано повзрослевшая, познавшая нужду и неволю Аксюша и ее избранник. Причина ли в крутом характере Восмибратова, подавляющего сына, или от природы не наделен он качествами бойца, но Петр Дмитрия Триумфова пока не способен взять на себя ответственность за любимого человека. Скорее Аксюша станет для него со временем надежной опорой.
Сергей Виноградов задействовал в своем спектакле несколько актерских составов. Здесь играют Татьяна Филатова (Гурмыжская), Антон Алипов, Сергей Рудзевич (Счастливцев), Валерия Гладилина, Евгения Казарина (Аксюша), Дмитрий Бероев (Петр), Василий Куприянов, Павел Гребенников (Восмибратов), Даниил Толстых (Буланов), Вячеслав Кузнецов (Карп), Елена Елова (Улита), Сергей Загорельский (Милонов), Василий Куприянов (Бодаев). И только у Несчастливцева один исполнитель - Александр Пацевич. Интересно, что еще до того, как в «Сфере» приступили к постановке, актер перечитывал пьесу «Лес» и, как он признался позднее в интервью, подумал: «Какая шикарная роль!» Через несколько месяцев Виноградов приступил к репетициям и доверил ему Несчастливцева. Пацевич назвал это чудом.
Без сомнения, и режиссерский выбор, и актерское воплощение оказались удачными. Притягательность Несчастливцева в его искренности. Посвятив жизнь театру, он действительно верит, что способен изменить несовершенный мир. Амплуа трагика для него - вторая кожа, и себя, и окружающих он оценивает с точки зрения высокой драматургии. Выменянный на фрак костюм Гамлета для Несчастливцева прежде всего возможность прожить на сцене судьбу великого шекспировского героя, его устами обличать человеческие пороки. Это и есть служение искусству, которое не принесет благополучия в мирском понимании, но позволит непрестанно думать и мечтать о чем-то большем. Отсюда и великодушие по отношению к тем, кто слабей и несчастней. Он разделит последний сухарь со Счастливцевым, отдаст невеликое свое состояние Аксюше. Красивая, наполненная душа способна на поступок. В Несчастливцеве чувствуется порода, и даже в самые трудные времена, пусть голодный и без гроша в кармане, он сохранит благородную осанку. Вот и Улита сразу заметила, что «барственность» в нем настоящая, врожденная.
С появлением дуэта Александра Пацевича и Павла Степанова в роли Счастливцева дыхание спектакля становится иным. Бродячие актеры не только взбудораживают устоявшуюся жизнь в «Пеньках», но и обостряют все высокое или же низменное в здешних жителях. Встретив Несчастливцева, Карп впервые за все это время дает волю чувствам. В совсем короткой сцене вдруг оживает счастливое прошлое, связывающее старого слугу и его затерявшегося молодого барина Гурмыжского. Улита попадается на ловкие трюки водевильного любовника Счастливцева, и эта короткая вспышка высвечивает потаенные и лучшие уголки ее души. Даже Гурмыжская, кажется, испытывает внутренний стыд, когда видит истинное, пусть и немного пафосное, благородство своего племянника, заставившего Восмибратова вернуть ей деньги. Жаль, что такое бескорыстие не способно изменить жадную натуру Раисы Павловны, ведь впереди большие расходы.
Когда раскроется тайна провинциальных актеров и «благородная» часть общества во главе с «благодетельницей рода человеческого» Гурмыжской выскажет им презрение и не подаст руки, наступит финал. Срежиссирует его сам Несчастливцев, проведет четкую грань между этими жалкими комедиантами и благородными артистами. Этот последний монолог Александр Пацевич произнесет тихо и спокойно, не добавив ни одной краски из богатой палитры трагика, которой еще недавно пользовался так свободно. Попадут ли его слова в цель? Ведь «кровожадные обитатели» здешних «лесов» глухи и слепы. Но по крайней мере одну жизнь, Аксюши, спасти удалось.
Полемизируя со своим собратом по судьбе, Несчастливцев назвал комиков шутами, а трагиков - людьми. Погорячился, конечно. У них один путь, общее предназначение - дарить людям смех и слезы, приподнимать над суетой. И пока они бредут по дорогам, мир и вправду становится немного лучше.
Елена Глебова, "Страстной бульвар,10"http://strast10.ru/node/5449