44-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Лес имени Несчастливцева в театре Сфера

Лес имени Несчастливцева в театре Сфера
07 октября 2020

Сентябрь прекрасен прогулками по осеннему лесу, золотом красок, сбором гербариев. Теплое классическое начало осени. С такой же атмосферой открыл новый сезон театр Сфера премьерой пьесы Островского «Лес». Эта поистине классическая постановка родилась с легкой руки молодого режиссера Сергея Виноградова совместно с художником Ольгой Хлебниковой, сумевшими вписать комедию в 5 действиях в крохотное сценическое пространство.

По сюжету вдовствующая старая помещица планирует сделать добрые дела для своего окружения: выдать свою племянницу Аксюшу за сына подруги, дав хорошее приданое, и составить завещание в пользу любимого племянника. Но ее планы разрушает вдребезги жизнь. У Аксюши уже есть возлюбленный, но нет приданого, чтобы стать его женой. Племянник оказывается совсем не военным, не достойным человеком в глазах тетки, а провинциальным актером Несчастливцевым, явившимся на порог ее дома пешком. Да и саму госпожу Гурмыжскую начинают одолевать романтические чувства. И пусть изначальный план претерпел кардинальные перемены, неизменными остались в героях истории наличие или отсутствие души, человечности, щедрости, порядочности и здравомыслия. Случившаяся встреча в усадьбе Гурмыжской стала лакмусовой бумажкой, ярко обозначившей пропасть двух миров.

Мир дворянства режиссер изображает высокопарно классическим, вульгарно льстивым, карикатурно эмоциональным. Здесь элегантность убранства, статность одеяний, театр одной актрисы, страх, слабоволие, обман и во главе всего корысть. Это зашоренный мир белого и черного, розовых грез, не приемлющий разрушительной правды. И несмотря на всю свою правильность и статность именно этот мир является темным, непроходимым лесом. Дремучий, зловещий лес – это дворянство, светское общество и вся их жизнь. Мир театральный же, душевный находит свою созвучность со свежим садом за окном. Зеленоватая живописность идеально отражает сказочность театра, чистоту актерских и человеческих эмоций. Здесь неприметный человек с горячим сердцем и смелостью душевных порывов становится королевой сцены, а на сцене жизни может заткнуть за пояс весь помещичий нафталин. И этот мир возвышается и всегда будет возвышаться над дремучей посредственностью.

Для воплощения этого противоборства актерский состав подобран на славу. Образ заносчивой, недалекой и примитивной помещицы гротескно воплощает Ирина Сидорова. Смекалистого, но трусливого до мужского характера мошенника играет Александр Алексеев. Прямо у них под носом разворачивается душевная драма: трогательные и нелепые в своей трогательности Петр и Аксюша желают, но не могут быть вместе. Причем если персонаж Дмитрия Триумфова еще совсем беспомощный ребенок, то героиня Дарьи Затеевой сильная, смелая, отчаянная девушка с характером. Для контрастности миров в историю вводятся два актера, и появление их рождает максимально экспрессивную сцену, вспышку света средь общего мрака. Комик Счастливцев в исполнении Павла Степанова менее честолюбивый, менее принципиальный легко искушается как бесом деньгами и благами. Но рядом с ним достойный господин – трагик Несчастливцев, способный удержать товарища по ремеслу от неверной дорожки и напоминающий всем собравшимся в усадьбе, что значит быть Человеком. В этом образе очень ярко раскрывается Александр Пацевич, и сцены его в спектакле одна ярче другой. Эту постановку вполне можно назвать бенефисом этого выразительного актера.

В этой постановке Сергея Виноградова «Лес» Островского раскрывается с необычной грани. Это не столько история о счастье богатых помещиков и несчастье бедных их родственников. Это гимн актерам – лучшим из людей, с чем едва ли не согласятся заядлые театралы, приходящие на спектакль. Гимн тем, кто способен убедительно казаться тем, кем нужно в существующих обстоятельствах в жизни или на сцене, но при этом всегда честным с собой. Этот спектакль о ценности людей актерской профессии, об их влиянии на жизнь окружающих, об их интеллигентности и благородстве и о том, как важно на них ровняться, их любить и ценить, чтоб и они могли счастливо оставаться.

Мария Куликовская, http://localdramaqueen.moscow/2020/09/spheratheatre-les/ 

Живой театр

Какой же он этот «мой театр»?
Живой. Сегодняшний и вечный. Просто, в нём не нарушено звенышко: сейчас, сию минуту живой актёр и живой зритель – взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и взаимосвязь... устранено всё, что этому мешает...
Суть-то живого театра в живом общении...

Екатерина Еланская