06 января 2017
Не знаю, что легче играть профессиональным актёрам: премьеру или энный юбилей спектакля… Не знаю! С одной стороны, постановку, которой 20, 25, 30 лет, играть сложно, потому что уже, казалось бы, все приёмы найдены, все интонации изучены, все партнёры знакомы и реплики воспроизводятся на уровне рефлекса. Но зато такой долго живущий спектакль однозначно успешен и талантлив – и это придаёт уверенности и сил на сцене. Мне так кажется :) На мой зрительский взгляд. Если меня поправят профессионалы, буду признательна :) А вот премьера… премьерный год спектакля – такое сложное событие! Спектаклю нужно и заявить о себе, и при этом остаться гибким для дальнейших изменений. Мне вообще кажется, что премьеры-взрывы – это крайне редкое явление. Спектакль складывается в своём наиболее гармоничном виде позже, после «обкатки» на публике. Именно на публике – по-моему, одними прогонами здесь не обойтись. (Опять же не знаю, мне просто так кажется). И в результате этого взаимодействия зрительского внимания с актёрской энергетикой и рождается Нечто – то, что мы называем Спектаклем, театральным творением. Поэтому на премьеру интересно идти, чтобы потом через год посетить спектакль ещё раз и посмотреть, во что превратилось то, что ты увидел в его «первородном» обличии. Главное в премьере – чтобы захватило зрителя! Чтобы захотелось вернуться! По всей видимости, вчерашняя «Кабала святош» в Сфере этой цели добилась – я бы пересмотрела через год этот спектакль: мне интересно, что в нём изменится, во что он превратится. Так сложилось: это пятый спектакль по данной булгаковской пьесе, который я видела (в записи видела спектакль Эфроса, потом «вживую» МХАТовский – с Олегом Табаковым, спектакль Малого – с Юрием Соломиным, спектакль Сатиры – с Александром Ширвиндтом. При разнообразных достоинствах каждого из них ближе всех оказался мне последний. И Мольер Александра Анатольевича Ширвиндта показался мне наиболее «булгаковским» и очень глубоким): так что мне было ужасно интересно посмотреть, какова концепция режиссёра Александра Коршунова. Мне понравилось, что в спектакле очень много молодых актёров. Конечно, запомнился Даниил Толстых в роли Захарии Муаррона: удалось сыграть яркий контраст, такую значимую для Булгакова тему предательства, тему покаяния и изменения личности под влиянием сложных жизненных обстоятельств. Снова любовалась Евгенией Казариной: она мне и в «Чудаках и занудах», и в «Обыкновенной истории» понравилась – и, по-моему, «попадание» с Армандой Бежар удачное: и кокетливая, и милая, и естественная, и живая, и неоднозначная героиня. В обстановке спектакля она была очень органична! И Анатолий Смиранин в роли Людовика замечательный! Конечно, сама по себе роль выигрышная, но, как известно, испортить-то можно что угодно, а вот подчеркнуть достоинства… Мне Людовик вчера очень понравился! А помня о сложном отношении Булгакова к власти, помня его веру в светскую власть, сочетающуюся с осознанием грозящей опасности, которая от неё исходит… – понимаешь, что эта роль становится очень, очень значимой в творчестве Булгакова, в «Кабале святош» в частности. А если говорить о поколении зрелых актёров, уже сложившихся и опытных, меня очень впечатлил Дмитрий Ячевский в роли архиепископа Шаррона. Этому страшному герою вообще везёт на исполнителей: в МХТ его играл Борис Плотников, в Малом – Александр Клюквин. И снова – везение: чудесный Дмитрий Ячевский! У него не так уж много слов, но как же здорово он молчит, какие колючие у него глаза, когда он смотрит на Мольера, какие «обволакивающие» интонации использует, когда вынуждает Мадлену к покаянию… Невольно вспоминаю дядюшку Адуева из «Обыкновенной истории» и бесконечно обаятельного Кэттла в «Скандальном происшествии» да и другие роли Дмитрия Кирилловича – Шаррон совсем другой, и это очень профессионально. Что касается Александра Викторовича Коршунова в роли Мольера: сразу же стало заметно, как точно подходит его концепции ремарка Булгакова о Мольере "Улыбка его легко заражает". Это герой обаятельный, нервный, суетливый, это Мольер-ребёнок, наивный творец, очень талантливый, но в быту неприспособленный, потому доверчивый и часто обманывающийся, доведённый до отчаяния непримиримой системой. Я вообще в течение всего спектакля всё время размышляла о том, как же Булгаков целен в своём видении мира: в каждом (в каждом!) крупном его произведении непременно встречаются 5 основополагающих амплуа: женщина-жертвенница, Мастер (мэтр, творец, художник), рыцарь, шут и Властитель, обладающий высшими полномочиями, превышающими человеческие. «Кабала святош» – чудесная пьеса, очень трагичная и щемящая, о судьбе истинного художника, не понятого миром и затравленного системой. И она очень «булгаковская», в этом её главная прелесть и главная сложность… Я желаю спектаклю успеха и дальнейшего развития! Желаю освоить пространство :) Да простят мой дилетантский взгляд сценографы, но мне показался «заброшенным» такой красивый левый от входа угол зала, где сооружены подмостки Пале-Рояля, но который используется почему-то только в начале. Сцена на сцене, театр в театре – это такая благодатная тема для «Сферы», именно для «Сферы», где зритель всегда погружен в действие больше, чем в других театрах, за счёт организации сцены, подобно античным театрам! Я от всей души желаю, чтобы это стопроцентно «заиграло» в спектакле! Я желаю спектаклю долгой жизни, красивого взросления, «притирки» героев (не актёров – именно героев) друг с другом, чтобы через год, через 5 лет – когда угодно, он стал таким же ярким, как «Театральный роман», который мне в «Сфере» очень, очень нравился! https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1746099862373269&id=100009198152190