43-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Материал Л. Лебединой о спектакле "Кабала святош" в газете "РИА Трибуна"

Материал Л. Лебединой о спектакле "Кабала святош" в газете "РИА Трибуна"
12 января 2017

Покровительство короля до добра не доводит

В театре "Сфера", расположенном в саду "Эрмитаж", накануне Нового года состоялось знаменательное событие. Известный актер и режиссер, ныне худрук этого коллектива, Александр Коршунов поставил одну из  сложнейших пьес Михаила Булгакова "Кабалу святош", сыграв  Жана Батиста Мольера.

Покровительство короля до добра не доводитАвтор фото: Александр Либков

 

В этом произведении с интригующим названием соединились нелегкая судьба гения, тайный инцест с дочерью, покровительство монарха, за которое приходилось платить не конвертируемой  "валютой" унижений, и постоянная травля менестрелей святой инквизицией. С одной стороны, вынужденная зависимость от короля, ради сохранения театра Пар Рояль заставляла Мольера приспосабливаться, сочинять оды в его честь, а с другой – добровольные "кандалы" рождали внутренний протест, острое желание отомстить власть предержащим с помощью придуманных им героев. Ведь другого "оружия" у драматурга не было…

Маркиз де Шаррон – Сергей Рудзевич, Захария Муаррон –Даниил Толстых

 Вот с этого безумного метания между долгом и свободным творчеством и начинается спектакль. Мольеру докладывают, что в зале сидит король, вся труппа на взводе, ведь от реакции Его ВЕЛИЧЕСТВА  зависит благополучие театра. (О, как это все знакомо нынешним актерам, испытывающим стресс при посещении спектаклей  чиновниками из Комитета по культуре, выясняющих, насколько театры  рентабельны, а если нет, то можно и голову худруку скрутить).

Жан Батист Мольер – Александр Коршунов, Арманда Бежар – Евгения Казарина

    Слава Богу, у Мольера есть дар импровизации, и вот уже в напудренном парике он мчится на подмостки и низко кланяясь невидимому королю, выдает поэтическую оду в честь несравненного Людовика. За это низкопоклонство он получает внушительную сумму и теперь труппа может праздновать успех.  Выжатый, как лимон Мольер, как после тяжелой работы в шахте, размазывая грим по усталому лицу и снимая длинный бутафорский нос, радуется больше всех. На этот раз пронесло, к тому же впереди предстоит венчание с молоденькой Армандой, сестрой его давней любовницы Мадлены Бежар. Правда, придется пережить несколько неприятных минут разрыва с увядающей примой, но она все равно останется верным другом.  Так думает будущий счастливый муж с седыми висками, но именно в эти горькие минуты для отвергнутой Бежар в исполнении Татьяны Филатовой, решившей навсегда покинуть театр и умоляющей Мольера не жениться на хорошенькой прелестнице, в судьбе Мольера все переворачивается вверх дном.  Начинается крестный путь человека – оркестра, расплачивающегося за грехи своей молодости. Прежняя возлюбленная оказывается матерью невесты, уже беременной от мэтра Паль Рояля.  Здесь есть от чего сойти с ума и дать еще один  повод к  преследованию автора "Тартюфа", разоблачающего притворных святош.   

Жан Батист Мольер – Александр Коршунов

      Эта запутанная история, обрастает новыми подробностями и конфликтными ситуациями, словно испытывая на прочность творческий потенциал Мольера и его неуемный характер.  Первую измену своей легкомысленной жены с молоденьким Муароном, самовлюбленным юнцом, но весьма одаренным артистом, он прощает, давая обвести себя вокруг пальца. Посадив на колени легкомысленную блудницу и вдыхая аромат ее белого, роскошного тела, коим природа наградила  Евгению Казарину, мэтр в очередной раз сознает: "бес и тут его попутал", а  проснувшаяся страсть взяла верх над разумом. Даже, когда раскрывается секрет незаконно рожденной дочери, ставшей его женой, до этого объявленной Мадлен родной сестрой, он не хочет верить в случившееся, принимая правду за насмешку дьявола.

Жан Батист Мольер – Александр Коршунов

 Казалось бы, творчество Михаила Булгакова невозможно представить без мистики, а уж тем более - дьявола, под видом добра, творящего зло. В "Кабале святош" он тоже есть, это, как ни странно, король. Этакий опытны политик, ревнитель прогресса и свободного творчества в исполнении Анатолия Смиранина. Он настолько креативен и красив, что невольно попадаешь под его обаяние. На эту удочку ловится и Мольер, покоренный демократизмом Людовика Великого, разрешающего не только сидеть в его присутствии, но и обедать за одним столом, а потом готовить ему постель. Но, как выясняется позже:  Людовик - "мягко - стелет, да жестко – спать". Весь лоск, блеск, юмор, подобно разноцветному серпантину исчезают, когда он выносит губительный для творчества  Мольера вердикт – навсегда запретить играть "Тартюфа",  оставив только комедии, которые никакого вреда ни государству, ни церкви не принесут. Король Франции не имеет права покровительствовать тому,  кто своим аморальным поведением бросает тень на его репутацию.  Эта сцена по сути центральная в спектакле и актерское мастерство двух исполнителей выше всяких похвал. Особенно поражает Александр Коршунов. Словно подстреленная птица он пытается взлететь, но силы покидают его, кажется из горла вот, вот пойдет кровь и хрип задушит его. И все же это не конец, Мольер умрет во время последнего спектакля "Мнимый больной", ожидая расправы одноглазого дуэлянта маркиза д, Орсиньи (артист Александр Пацевич)   по приказу архиепископа.

Маркиз д’Орсиньи – Александр Пацевич

  Этот образ очень важен в разработке противостоянии добра и зла для Михаила Булгакова, и очень жаль, что опытный актер Дмитрий Ячевский так и остался на пьедестале "строгого учителя", не вскрыв внутреннюю сущность хитрого лиса, державшего в страхе всю свою паству, использующего тайну исповеди в коварных наговорах, главная цель которого уничтожить "развратника" Мольера, осмелившегося представить священника в пьесе "Тартюф" в виде корыстолюбивого двуликого Януса. Ведь он, в конце концов, с помощью интриги перетянул на свою сторону короля, что было непросто. И уж, конечно, вызывает много вопросов сцена с заседанием кабалы святош. Монахи в черных капюшонах и масках не вызывают страха, в них нет тайны, потому что свита архиепископа технически исполняет очень важный по смыслу эпизод. А зря, ведь в этих катакомбах происходит предательство первого ученика мэтра Муаррона. Зарвавшийся юноша перепуган, и от этого сильно заикается, дрожит, путается в словах, надеясь "выйти сухим из воды", но не тут - то было, не таких "героев"  ломали через колено. Окончательно размазывает Муаррона по стенке презрение короля. Молодой артист Даниил Толстых буквально влезает в шкуру трусливого лицедея, приползающего к Мольеру просить прощение. И тот его прощает, потому что знает: насколько зависима профессия артиста и ни у каждого хватает мужества признать совершенную подлость.  

 Будучи великим драматургом, Мольер переплавляет подлость в действующую силу, "награждает" ею отрицательных героев, вызывая, таким образом, негативную реакцию у зрителей, а значит настраивает их на борьбу со злом. Думаю, именно поэтому Александр Коршунов выбрал для постановки пьесу Михаила Булгакова  "Кабалу святош", ибо каким бы шитом не прикрывались лживые ревнители нравственности, подлость всегда проиграет талантливому искусству.    

Автор: Любовь Лебедина

Сайт газеты "Трибуна"

Живой театр

Какой же он этот «мой театр»?
Живой. Сегодняшний и вечный. Просто, в нём не нарушено звенышко: сейчас, сию минуту живой актёр и живой зритель – взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и взаимосвязь... устранено всё, что этому мешает...
Суть-то живого театра в живом общении...

Екатерина Еланская