Фигура Жан-Батиста Мольера занимает в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова особое место. Его «Мольериана» («Жизнь господина де Мольера», «Кабала святош», «Полоумный Журден») всегда вызывала пристальное внимание литературоведов, режиссеров и театральных критиков. Очевидно, что Булгакову был близок не только искрометный юмор произведений Мольера, но и личность французского драматурга. Слишком много явных и тайных сближений в их судьбе: конфликт с властью, тема одиночества и выгорания творческой личности.
Вот и в столичном театре «Сфера» обратились к центральной пьесе «Мольерианы» — «Кабала святош». Спектакль получился необычайно современным и цельным. Следуя традициям русского психологического театра, стопроцентно вживаясь в образы, все актеры играют «на разрыв аорты». Убедительны все – и Мольер в исполнении режиссера-постановщика спектакля, главного режиссера театра, н. а. России Александра Коршунова (он словно с самого начала интуицией творческого человека предчувствуют свою судьбу, но испивает эту чашу до конца), и Людовик ХIV (Анатолий Смиранин), с которым Мольер ведёт сложный диалог, сначала вынужденно заискивая перед ним и лишь затем, когда кончается терпение, восклицает: «Никогда не надо унижаться!» (вечная булгаковская тема «Никогда и ничего не просите! Сами предложат и сами всё дадут!»). Полна драматизма и судьба героини Мадлены Бежар (заслуженная артистка России Татьяна Филатова), сознающей трагическую ошибку, которую совершила когда-то, искренен и благороден Шарль де Лагранж (Павел Гребенников), безупречно и хитро ведёт свою линию архиепископ Маркиз де Шаррон (народный артист России Дмитрий Ячевский), выразителен образ Маркиза д’Орсиньи (Александр Пацевич), участвовавшего в травле Мольера, убедителен в своём предательстве и последующем раскаянии усыновлённый Мольером актёр (Даниил Толстых), колоритен королевский шут «Справедливый сапожник» (Сергей Загорельский), устами которого ещё со времён шутов Шекспира, как водится, глаголит истина.
В этой сложной, по авторскому определению, романтической драме, переходящей временами в трагифарс, каждый ведет свою линию, свою роль до конца. Феерична сцена, в которой Маркиз де Шаррон и Маркиз д’Орсиньи пытаются в прямом смысле слова переплевать друг друга. Булгаковская тема театрального зазеркалья, «театра в театре» заявлена уже в начале спектакля. Так происходит погружение зрителей в сакральное пространство театра. И потому в спектакле два финала – конец спектакля Мольера с метафорической мизансценой, в которой актёры ходят по кругу (по магическому кругу) и обращаются к зрителям и финал самого спектакля, в котором Шарль де Лагранж сообщает о смерти Мольера (и где? на сцене!) и будто пишет книгу его судьбы. И судьба же, по его мнению, и мнению самого Булгакова, виновата во всём.
Отдельно хочется отметить стилизованные под ХVll век роскошные костюмы и декорации (сценография и костюмы – Ольга Коршунова). Режиссёрская находка – клавесин, который превращается то в сцену, то в обеденный стол короля, то и вовсе из него внезапно появляется юноша, который случайно подслушивает тайну Мольера и впоследствии становится его невольным палачом. Музыка Баха, Генделя, Альбениса, звучащая в спектакле, делает его ещё более художественно убедительным (музыкальное оформление – Павел Герасимов).
Пьеса интертекстуальна, а значит вечна! Тема сложных взаимоотношений с властью сближает ее со многими произведениями русской литературы. Сразу вспоминаются строки из комедии «Горе от ума» «Служить бы рад, прислуживаться тошно!». Тема рока, фатума и кровосмесительного брака роднит её с древнегреческими трагедиями. А мотив одиночества и безумия творческой личности потом выльется в роман «Мастер и Маргарита». По справедливому наблюдению Анатолия Смелянского, «драматургические разработки судьбы Мольера вплотную готовят художественную концепцию «Мастера и Маргариты» и пересекаются с романом во многих плоскостях». Только хочется думать, что булгаковский Мольер в спектакле театра «Сфера» все же заслуживает света!
Автор: Алина Бурмистрова
Сайт газеты "Московская правда"