18 октября 2019
Мечта, которая сбылась?
Думаете ошибся я? Думаете вот тот вопросительный знак лишний?
Сегодня я хочу вам всем, друзья мои, читатели рассказать о тех метах, что сбываются.
Новый человек в жизни, новый день жизни, новые встречи и новый спектакль, что удалось посмотреть. Вехи, по которым мы идем. Те самые кирпичики, из которых и состоит дорога Жизни.
Вчера я уложил в свою Дорогу ещё один кирпичик. Потрясающий, оригинальный, затейливый. Уверен, что он будет привлекать меня, возвращать обратно к этой отметке и переживать события заново.
День был богат на события, но вечер обещался быть более интересным.
Парк «Эрмитаж». Теар «Сфера». И спектакль. Тот самый на который я стремился попасть с прошлого года, начиная с визита моих друзей на премьеру.
Спектакль о жизни, о человеке , который посмел, о любви, ненависти, больших деньгах и роли личности в Истории.
Спектакль гротеск, спектакль провокация, спектакль фурор, и от же гениальность.
Великолепны актеры, прекрасное и очень неожиданное оформление, прекрасный звук и полный раздрай в сознании и чувствах.
Что? Я по сию пору не сказал, что за спектакль так потряс меня?
Московский театр «Сфера», режиссер-постановщик Глеб Черепанов, «Гиперболоид инженера Гарина».
Надо сказать, что и книгу и фильм, оба, я знаю практически наизусть. Именно поэтому произошел некий перекос в восприятии.
Не совсем я понял почему уничтожены были не заводы Анилиновой компании, а некая деревня в горах. Трагедия, конечно, более масштабная, но Гарин у толстого, конечно же «ну и сволочь», но не людоед… Тут вот явно перегнули.
Начну я пожалуй с персонажей. Ничуть не умаляя режиссерское видение, всё же выскажусь о своих чувствах и взглядах.
Гарин Петр Петрович. Гениален, умен до неприличия, организатор, диктатор.
У Анатолия Смиранина получился свой особый Гарин. Он отличается и от книжного, и от киношного, но на то и театральный спектакль, где возможно многое, если не всё. Диктаторский френч, который сменил яркое пальто и костюм Гарина-инженера и полная растерянность мечтателя перед суровой реальностью.
Знаете, я долго ждал, как будет показана сцена, в которой Гарин уничтожает 8 человек и две машины. В кино и книге это просто. Как, впрочем, и уничтожение заводов. А в театре, на маленькой сцене? Решение простое и гениальное. Цвет, проектор музыка и вот уже звуки говорят нам, что «всё, кончено».
Гарин велик в своем гениальном безумии и, пожалуй, режиссеру удалось представить, а актеру воплотить эту одинокую гениальность.
Зоя Монроз. Когда мне друзья сказали, что Зоя – блондинка, я не поверил! Не поверив, сходил на сайт театра и увидел фото актрисы и образа.
Знаете что такое выбить 100 из 100? Валентине Абрамовой это удалось. Теперь я вижу Зою только такой. Белокурая бестия с трехлинейной винтовкой на горячем коне в степях Тавриды.
Авантюристка, Божественная Зоя, Женщина, ради которой перекраивается и ставится вверх тормашками весь Мир.
Женщина желанная и Женщина любимая. И женщина Любящая!!!
«Сегодня я похоронила Янсена», говорит Зоя Гарину. Любовь свою она похоронила в тот день. Единственного человека, который её любил. Кавалера ордена Божественной Зои, капитана Янсена.
И вновь «сбыча мечт» и полное одиночество…
Химический король Роллинг. Народный артист Росии Дмитрий Ячевский. Ну что можно сказать про эту американскую капиталистическую сволочь? Хорош, красив, уверен в своей безнаказанности, он же американец. И тут ему спокойно дает по зубам обычный, вроде бы, инженер из России. В спектакле Роллинг служит этаким маяком, без его света(денег) тоскливо в бурном море, но стоит выйти в открытое море и всё. Идем без него.
Я не буду совсем проводить параллели с нынешними временами, хотя они есть и зрителя постоянно провоцируют на одобрительные улыбки по поводу могущества американцев.
«Я предлагаю Вам. Шельга, уничтожить флот Америки», говорит Гарин. «Заманчиво», отвечает Шельга и зал готов взорваться аплодисментами.
Кстати о Шельге. От агента угро до Вождя мирового пролетариата… Неплохую карьеру ему устроил Петр Петрович Гарин! Очень неплохую. Несколько гротескно играет эту роль Александр Пацевич, но и спектакль то серьезный… наверное.
Есто что то недоговоренное. И не такой уж Шельга обычный инспектор угро, как кажется. Фальшивые паспорта с десятком виз для Гарина, возможность на прямую попасть к Послу. Выставление нарядов на почту и на вокзалы. И, знаете, в какой-то момент мелькает в этом образе Иван Бездомный. Фонарики, свечи, палата… Нет, нет всё это есть в романе, но мелькает.
Следующий персонаж был полностью переработан режиссером. От первоначального образа не осталось камня на камне. Совсем.
Семенов. В книге и фильме, первом, это белогвардейский офицер., волею судеб, оказавшийся в Париже. Павел Гребеников показывает нам совсем другого Семенова. Мой разум его принял, без проблем, вполне себе может быть такой вот эмигрант из бывших. Вполне вероятно, что он крупный агент в Сыскном Российской империи. Образ и костюм? А что – соответствует. Играет его Павел убедительно, редкостный мерзавец, этот Семенов, хотя и профессионал.
Так же хорош и Гастон Утиный нос. Убийца и вор, французский гангстер, влюбленный в Зою. Погибает в сцене с демонстрацией гиперболоида… Алексей Суренский достойно воплотил сей образ на сцене театра.
А теперь заткните ущи, я начинаю хвалить.
Обоих. Без зазрения совести, потому что в моем личном списке будущих Звезд я сделал запись ещё двух фамилий.
Илья Ковалев, капитан Янсен. Безответно любящий Зою, готовый пойти ради неё на смерть, и пошедший, первый кавалер ордена Божественной Зои, капитан Аризоны, яхты Роллинга.
Вроде бы и роль небольшая, вроде бы… Диалог Зои и Янсена, один из ключевых моментов спектакля, как и рассказ о гибели горной деревни, как и размышления Гарина о человечестве.
Эти двое, Зоя и Янсен, любят друг друга, на самом деле… Но Зоя идет в даль за мечтой. А Янсен не может ей соответствовать. Как это знакомо, как это реально. Я тебя полюблю, но потом… Я к тебе сама приду, а ты меня жди. И только после смерти Янсена Зоя понимает, что она потеряла.
Таежный житель Ваня и вторая фамилия, которую я запомнил. Триумфов Дмитрий,студент ВТУ им. М.С.Щепкина.
Народ! Он – студент!!! Молод, обаятелен, артистичен!
А какой получился Иван!!! А что творил Дмитрий в антракте! Частушки про Маска и современность.
Трагический монолог рассказ Очевидца трагедии в горной деревне это вообще за гранью.
Спасибо, искреннее спасибо!
Наверное пора заканчивать.
В конце моего сумбурного отчета или рассказа я хочу сказать об эпилоге спектакля.
Зоя и Гарин на маленьком островке. Одни. Диктатор и Королева Золотого острова.
Одни.
Они добились чего хотели, добились полного одиночества. ОДИНОЧЕСТВА.
А на ними кружит чеховская Чайка, кружит в своей безысходности.