Сознайтесь, дорогой зритель, читающий сейчас эти строки, а вы читали ли «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого? В моем окружении таких оказалось двое — это мои родители. И в вопросе нет ни подвоха, ни намерения вас уязвить — до того, как я получила от Театра Сфера приглашение посетить одноименный премьерный спектакль, я тоже не читала (зато догадалась прочитать перед просмотром и правильно сделала).
Себя я тоже не упрекаю — мы живем в то время, когда на экранах кинотеатров ожили динозавры, трансформеры, терминаторы, люди колонизировали Марс, имеют собственных драконов, а первые эпизоды «Звездных войн» с их легендарным Дарт Вейдером покажутся современным детям трогательной сказкой в своей технической простоте (что не отменяет легендарной мифологии этой саги). Но еще до синематографа квантовый скачок совершила и фантастическая литература — послевоенными произведениями писателей-фантастов зачитывались взахлеб, и они просто подмяли под себя многое, если не все, что было написано на эту тему до Второй мировой. Тем интереснее увидеть, что к одному из самых интересных научно-фантастических романов именно довоенного периода, 1920-х годов, обратился режиссер-постановщик Глеб Черепанов и тем более в театре!
Признаться, я достаточно часто в своих отзывах даю оценку того, насколько хорошо выбранный тем или иным режиссером материал ложится на язык сцены. Так вот, «Гиперболоид инженера Гарина» это масштабный вызов для режиссера и его команды с точки зрения переноса на театральную сцену. Количество событий на страницу книги потрясает воображение самого пресыщенного читателя и так и просится на киноэкран с его новомодной клиповой манерой. Еще более сложной задачей это становится для режиссера в Театре Сфера — отсутствие полноценных вместительных кулис, масштабов пространства, большой площади сцены, возможности смело и технически изощренно работать со сценической площадью, специфика расположения и сцены и зрителя — все это как дает простор для необычных постановочных решений, так и серьезно ограничивает возможности.
На протяжении всего действия мы увидим смену лишь достаточно простого реквизита, но зато нескончаемый калейдоскоп героев, событий, action-сцен, стрельбы, песен, сцен из варьете. На сцене — очень динамичная (хотя и несколько запутанная) история о том, что будет, если кто-то решит поработить весь мир (ну вот это не ново), и, при наличии правильных предпосылок и в отсутствие Люка Скайуокера и прочих Мстителей, возьмет и поработит (а вот историй о таком почти и нет).
1920-е года XX века. Амбициозный на грани болезненного фанатизма советский инженер Петр Гарин (Анатолий Смиранин) конструирует адское оружие, после чего, используя деньги алчного и беспринципного американского миллионера Роллинга (Дмитрий Ячевский) и вооружившись поддержкой не менее амбициозной дамы полусвета Зои Монроз (Валентина Абрамова), начинает планомерно и довольно успешно подминать под себя мировую экономику и общественное устройство. Для противодействия мировому злу из Советского Союза по пятам за Гариным по всему свету следует сотрудник Петроградского уголовного розыска, Василий Шельга (Александр Пацевич)…
Останавливаться на описании событий или финала спектакля смысла нет — до определенного момента история разворачивается как неплохой детектив, да и в целом, как я уже написала, количество событий и героев на минуту сценического времени весьма впечатляет. Первое действие спектакля, насыщенное именно событийным рядом, сценически динамичнее и энергичнее второго, более темного и философского, которое посвящено самой сути истории — краху человека, которому не посчастливилось провалиться со своей идеей мирового господства до ее реализации. Вот тут мой совет — читайте книгу. Понять, что, почему и с кем происходит во второй части спектакля, не ознакомившись с первоисточником, достаточно сложно. Да и книга весьма легко и с интересом читается и тем приятнее будет узнавание на сцене театра уже знакомых по книге персонажей. Очень жаль, что подобное произведение пришлось ужать до 3-х часов — так и просится «двухсерийный» спектакль, во второй серии которого можно было бы полноценно уделить время и тотальному фиаско героев, и неизбежности поражения утопических идей подобного рода, наглядно продемонстрировать, какой груз есть власть, которая никому не может принести настоящего счастья, дать актерам возможность более детально «прорисовать» характеры — разрушающую человека изнутри идею абсолютной власти (Гарин), власти денег (Роллинг), непримиримую принципиальность (Шельга).
Несмотря на то, что история, по понятным причинам, не лишена тезиса о неизбежности победы пролетарской революции и крахе капитализма, отсылки к новому советскому человеку, который «мы наш, мы новый мир построим» и в книге не раздражают современного читателя, а в спектакле режиссер от них и вовсе отказался — и стало сразу понятно, что когда бы и в каких бы социально-политических реалиях не создавал свои произведения по-настоящему талантливый писатель, в основе хорошей книги всегда лежит история, актуальная для любого времени и общественного устройства.
Я бы легко советовала спектакль подросткам и тем, кто ищет в театре «всего понемногу» — Глеб Черепанов предлагает зрителю яркий приключенческий боевик и детектив, который вас и развлечет, и заставит задуматься о том, как важно трезво оценивать, куда ведут тебя твои шальные амбиции, и как важно правильно и достойно распорядиться дарованными тебе природой талантами и способностями.
Катерина Большакова, http://localdramaqueen.moscow/2019/05/gyperboloid_ingenera_garina/