31 марта 2018
Спектакль, к юбилею А.М. Горького по пьесе «Дачники», поставленный режиссером А.В. Коршуновым, непростой, но удивительно притягивающий. Он завораживает. Здесь невозможно отвлечься – чувствуешь, что ты участник, действующее лицо… События далёкого времени оказываются для нас очень близкими. Все детали спектакля продуманы: декорации, музыка, игра актёров. На протяжении всего действия ощущается дух эпохи Горького и его необычный юмор. Сценография и костюмы, созданные художником О.С. Коршуновой элегантны, красивы и с глубоким смыслом. На сцене домашняя дачная обстановка – плетёная мебель, дивные старинные лампы, качели. Интерьер и светлая одежда героев пьесы не отвлекают зрителя, а подчеркивают яркую игру актёров. В пьесе много действующих лиц, диалогов и споров героев, которые постоянно чем-то недовольны и жалуются на жизнь. В спектакле показаны люди-дачники. Часть русской интеллигенции, которая не может найти себя, чувствует страх перед жизнью, перед ответственностью за свои поступки. Жизнь для них представляется «чудовищем, которое вечно требует жертв». Они суетятся, много рассуждают, но почти никто не способен на поступок. Но, что-то притягивает в этих образах. Возможно, мы видим в них нашу современность, до боли знакомую. Героев пьесы немного жалко – ведь они начинали свою жизнь с прекрасного, а в итоге остаются «дачниками», временно и бесцельно живущими на земле. Главное для них – это «отдохнуть» от событий и утроить себе «рай на земле», то есть (по их мнению) сытую и счастливую жизнь, которой они достойны за прежние страдания. Адвокат Басов Сергей Михайлович, показан актёром Павлом Гребенниковым безвольным и немного равнодушным. Он любит праздную жизнь, не хочет ничего менять. Но, его красавица и умница жена ему дорога, он не мыслит без неё жизни, хотя постоянно обижает её своими словами и поступками. Сестра Басова – Калерия (актриса Нелли Шмелёва), поэтесса, пишущая восторженные стихи. И она попала в дачную «трясину». Калерия переживает за свою нелепую жизнь, мечется и очень хочет уйти ото всех, кто её окружает. Яркий образ инженера Суслова Петра Ивановича создал актёр Олег Алексеенко. Суслов эгоистичен и самолюбив. Он считает, что живёт так, как заслужил – спокойно и сыто. Но его страстный монолог, обращённый к Марии Львовне и Власу, который называет всех присутствующих жалкими людишками, скорее спор самим с собой. Это прорвавшийся нарыв. И сможет ли Суслов также безмятежно жить дальше – это большой вопрос. Шалимов Яков Петрович, литератор прекрасно представлен актёром Дмитрием Ячевским. Этот образ, пожалуй, один из самых драматичных. Жизнь Шалимова начиналась, как и у всех героев, с прекрасного желания быть настоящей личностью. Он писатель и свои чувства и убеждения передавал читателю. Но внешний эффект и праздность захватили его, в душе не осталось места для настоящих глубоких чувств. Элегантный, знающий себе цену, Шалимов наслаждается восхищениями в свой адрес. В итоге он потерял читателя, и потерял себя. В сцене с Варварой Михайловной, которая восхищалась им когда-то, а теперь разочарована встречей, всколыхнулись прежние чувства Шалимова. А время упущено, и его душа опустошена. И мы видим трагедию человека и несостоявшегося писателя. Юлию Филипповну, жену Суслова, ярко играет актриса Александра Чичкова. Юлия яркая, эффектная женщина, весёлая и беззаботная. И в этом беззаботном образе виден вызов и протест. Она играет в любительском театре, кокетничает с мужчинами. И для развлечения завидит любовную интригу с балагуром сомнительного поведения и соблазнителем женщин Замысловым (артист Алексей Суренский). Юлия презирает окружающих, ненавидит мужа, готова застрелить его и себя. Интересен дуэт супружеской четы Дудаковых – Кирилла Алексеевича, доктора (артист Сергей Загорельский), и его жены Ольги Алексеевны (актриса Виктория Склянчекова). Они словно грустные и эксцентричные клоуны, выходящие на арену: то ругаются, то признаются в любви, то просят прощения. А доктор, Кирилл Алексеевич, напоминая докторов из чеховских пьес, ставит диагноз окружающим – «… да! Когда-нибудь мы все должны были опротиветь друг другу!.. И вот опротивели!» Милый и приятный персонаж дядя Суслова – Семён Семёнович Двоеточее. Его замечательно играет артист Александр Алексеев. Простой и рассеянный, добрый и немного смешной дядя вызывает улыбку и сочувствие. Его слова и мысли искренние, но и он бессилен против «дачного болота». Рюмин Павел Сергеевич отлично показан актёром Никитой Спиридоновым. Рюмин забитый, неловкий, однако, неглупый человек. Он что-то пытается исправить в своей судьбе, но не умеет и не может ничего изменить. Даже стреляется как-то нескладно, вызывая одновременно и сарказм, и жалость. Но не все герои пьесы стремятся спрятаться от действительности и духовно умирают. Есть персонажи, которые стараются выйти из омута, где нет никаких идей, где безделье и наслаждение пищей и праздностью становиться смыслом жизни. Ведь такой судьбы человек может избежать. Варвара Михайловна, жена адвоката Басова женщина, достойная восхищения. Её великолепно показала актриса Лидия Милюзина (Малый театр). Варвара немногословная, на первый взгляд холодная, умная, с сильным характером, с собственным мнением и глубокими убеждениями. Вся её страстная натура до времени скрыта. На протяжении всего действия она внутренне переживает происходящие события. Актриса Лидия Милюзина живёт жизнью своей героини!... А в финале спектакля душевная борьба, накопившаяся боль и трагедия души выходят наружу. Нет, не рыдания и истерику, а застывшие слёзы горечи, обиды и трагедии мы видим в глазах у Варвары Михайловны. Ей необходимо выбраться из этой постылой и пустой «дачной» жизни. И она уходит. Влас, брат Варвары Михайловны, (актёр Даниил Толстых) в начале пьесы пытается за шутовскими выходками скрыть свой протест, но любовь и высокие чувства побуждают его сказать в глаза всем то, что «накипело» в душе. И врач Мария Львовна (актриса Валентина Абрамова) не может оставаться в этом омуте застывший жизни. Да… интересен и необычен спектакль «Дачники»!... О нём можно говорить долго. Можно и соглашаться с героями пьесы, артистами и режиссёром, и мысленно спорить с ними. Наверное, это будет продолжаться пока пьеса идёт на сцене. Диалог о жизни, о наших характерах и о наболевших вопросах вечен. А спектакль затронул глубокие струны души. В этом его удивительная магия. СПАСИБО!