07 июля 2017
Вчера, в день рождения Александра Сергеевича, посмотрела в Сфере спектакль про юного Пушкина. Поставлено А.Коршуновым по пьесе Андрея Платонова. Пьеса... ну, в общем, не могу назвать ее шедевром — вещь абсолютно своего времени, где Саша Пушкин не только в лицее учится и стихи пишет, но и постоянно о свободе-вольности говорит, крепостных любит, заступается за них, а за правду готов хоть на дуэль — даже с лучшим старшим товарищем. Текст для постановки купирован — а и так получился спектакль почти на 3 часа. Но — понравилось. Схема театра дает возможность расширять пространство действия, мгновенно переносить его с одного места на другое. Еще — актеры. Даже там, где два состава, мне вчера достался практически лучший; вот, скажем, обожаю я Евгению Казарину — а ведь ее очаровательная Маша, крепостная девушка, спектакль, по сути открывает, прописывает своим появлением изящную заглавную букву начала... ну, а дальше уже основное действие катится. При том, что мне очень понравились все лицеисты (Н.Спиридонов играет Пущина, Д.Бероев — Кюхельбеккера, А. Артамонов — Дельвига), выбор на роль младого Пушкина Дениса Береснева — откровенная удача. Пожалуй, без внешнего сходства с поэтом... но это неважно. Потому что именно вчера, на спектакле, я поняла, почему Пушкин стал Пушкиным. Да, он гениален... Но есть еще одно: он неугомонен. Нет ни одной секунды жизни, которую он тратит на скуку и безделье (это то, чем грешит большинство людей, увы). Он непрерывно в движении, и даже если тело его в кажущемся покое, то лицо выдает движение мысли. Кстати, я однажды заметила, что в уголках улыбчивых губ и в глубине быстрых глаз артиста таится грусть... возможно, и пушкинская улыбка ее таила. Так получилось, что, искренне полюбив Сферу, я ни разу не была на поэтических вечерах и спектаклях театра. Поэтому то, как Береснев читал пушкинские стихи, было для меня неожиданностью. Чудесной неожиданностью. Понимаю Державина (В.Борисов): мне тоже хотелось вскочить и стоя аплодировать этому мальчику.