11 июля 2024
История сильной женщины конца XIX в.
Материнское чудо. Мать и дитя - самые близкие и неразрывные узы. Но по злому умыслу няньки Галчихи и Мурова, отца ребенка, Любовь Ивановна Отрадина теряет трехлетнего сына Гришу на долгие 17 лет, уверенная в скоропостижной его смерти.
Предварительно читала о том, что часто режиссеры опускают первую часть, переводя ее в формат воспоминаний Кручининой, но в спектакле театра "Сфера" первая часть существует, в ней играют молодые актеры Елена Маркелова (Отрадина), Екатерина Богданова (Шелавина), Иван Мишин (Муров). В тоненькой и хрупкой с виду Отрадиной чувствуется характер и стержень, она готова воспитывать ребенка и самостоятельно, работать для того на нескольких работах или даже просить милостыню. Муров слаб и трусоват, не способен на взрослые поступки и принятие ответственности. Гротескный образ Шелавиной получился у Екатерины Богдановой - броская, прямая, даже немного грубоватая, но добрая девушка. Она сочувствует Отрадиной, с которой в детстве училась вместе. Но к жениху своему Мурову относится скорее неуважительно-потребительски, не считая ни его внешность, ни его занятия сколько-нибудь достойными. Знаю Екатерину по ролям в "Прозрачном солнце осени", "Продавце дождя", "Затейнике" - здесь настолько броский и непохожий на все остальное образ, что даже сложно узнать, поэтому браво!
Состав второй части спектакля тоже моложе, чем во многих давних постановках. Поэтому занятно звучит фраза Дмитрия Новикова (Дудукина), когда он называет себя "старичком".
Валентина Абрамова (Кручинина), которую я уже видела в "Обыкновенной истории", "Пенелопе на все времена", "Старшем сыне" и "Раскасе" создала трогательный образ матери, тоскующей по сыну, искренней и настоящей женщины и актрисы.
Мне очень нравится Дмитрий Новиков в роли Нила Стратоновича Дудукина, богатого барина, покровителя актеров. Это добрый человек, который не ставит эту доброту себе в заслугу, считая наследством от родителей. Он не прочь приволокнуться за кем-то из актрис, но ценит настоящее искусство и актеров, которые среди карт и светских бесед создают оживление и интересны для настоящих ценителей искусства, каких в провинциальном городе немного. С другой стороны, он не умеет хранить секреты и история Кручининой через него становится известна "первому любовнику" Миловзорову, который несет ее дальше уже в искаженном виде. Но в то же время в финале именно Дудукин помогает прояснить ситуацию между матерью и найденным сыном.
Валерия Гладилина после романтической роли в "Кабале святош" сейчас чаще выступает в характерных ролях, которые ей блестяще удаются. Ее провинциальная актриса Коринкина - яркая женщина, склонная к маеипуляциям и завидующая Кручининой, ее искренности и таланту, который Коринкина не признает. Она мастерски управляет мужчинами, имеет поклонников, но, вероятно, не чувствует себя счастливой.
Илья Ковалёв - яркий, эмоциональный Незнамов, человек без роду и племени, "подзаборник", что и угнетает молодого и талантливого юношу. Не испытанная любовь озлобляет его. До встречи с Кручининой он не верит в хорошее. Даже выбор в качестве друга странного типа Шмаги (харизматичный Олег Алексеенко) он объясняет не его хорошими качествами, а только тем, что он настоящий и показывает себя дрянью, в то время, как другие фальшивы.
Павел Гребенников в роли Мурова спустя 17 лет тоже точен. Он уже не юноша, не имеющий своего мнения, но и в качестве богатого, состоявшегося человека не вызывает сочувствия у зрителя. Это лощеный барин с глубоким и красивым голосом, но эгоистичный человек, воспринимающий людей, как игрушки, неспособный на благородство и честность, поэтому теряющий даже возможность счастья. Его пристыженное одиночество в финале смотрится эффектно.
Также необходимо отметить чудесное музыкальное сопровождение спектакля.