44-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Журнал "Театрал" о спектакле "Гадюка"

Журнал "Театрал" о спектакле "Гадюка"
28 октября 2016

Спектакль по мотивам повести Алексея Толстого поставила ученица Олега Кудряшова Виктория Печерникова. В ролях – молодые артисты труппы.
 
Девушка в светлом платье ищет любовь на первом балу. Девушка в гимнастерке хочет любви в угаре сражений. Женщина в сером – не ищет, не хочет, практически не живет, но – возрождается, едва любовное чувство касается ее загрубевшей души. Вечная фабула про поиски чувства как важного смысла у Толстого облачена в детективный сюжет с трагическим финалом. На сцене «Сферы» детектив начинается с ответа на вопрос «кто убийца», а действие превращается в следственный эксперимент.
 
Главная героиня – Оленька, дочь купца-старообрядца. Она же товарищ Зотова, она же Гадюка (Нелли Шмелева) в юности мечтает о счастье: «Муж-блондин и я в розовом пеньюаре отражаемся в никелированном кофейнике». Но мечты не сбываются, вместо них – атакуют кошмары.
 
Юную девочку в светлом платье перемалывают жернова обстоятельств: родители убиты, дом ограблен, сама в больнице с разбитой головой. Она не думает сдаваться, но и не может понять, с кем надо бороться. То балом беспорядка и бесчинств верховодит Временное правительство, то сменяет его пролетариат. Постепенно из «белой» и трепетной Ольга превращается в угловатую «красную» с резкими жестами и выправкой солдата. Что это – вынужденная «перебежка» или движение в сторону любви?... Обаятельный и грубоватый Емельянов (Алексей Суренский) обучает девушку военному делу – чтобы могла и скакать, и стрелять. И она послушно берет уроки, лишь бы подольше быть рядом с учителем. На фоне общей смуты, в промежутках между стрельбой и жестокостью товарищи Зотова и Емельянов становятся простыми женщиной и мужчиной, которым просто хорошо вместе. Сцена, где Ольга зашивает возлюбленному гимнастерку, простроена до квадратного сантиметра.
 
Вообще «Гадюка» Виктории Печерниковой – стилистически попадает в орбиту «Сферы»». Актеры проживают свои роли под звуки скрипки, саксофона и рояля, а самые отчаянные страсти демонстрируют в ритме танца. Отражением эпохи звучат романсы Александра Вертинского, бодрые песни Гражданской войны и залихватские куплеты нэпа. И во всей политической чехарде Ольге Зотовой «приказано выжить». Но выбраться из этой мясорубки возможно только ползком, набравшись яда. Оттого и называют ее «Гадюкой», что всегда в сером и при первом же случае – шипит на людей.
 
После того, как убивают ее любовь – Емельянова, товарищ Зотова и вовсе становится тенью себя самой. Соседи по коммуналке не могут принять это бесцветное, почти бестелесное существо с револьвером за пазухой. Ольгу боятся и травят одновременно, а ей остается лишь защищаться. Ни шумная Марья Афанасьевна (Виктория Склянченкова), ни комичный  Петр Семенович Морш-Понизовский (Дмитрий Новиков), ни хорошенькая в розовых шелках Лялечка (Валерия Гладилина) – по отдельности не враги Ольге. Но все вместе они превращаются в стаю шакалов, готовых растерзать того, кто слаб. Зотова же – такая резкая и колючая, с папиросой и в гимнастерке – в один миг становится слабой. Она влюбляется, и все то женское, нежное, что трепетало на первом балу в ожидании чуда, просыпается в ней. Она снова стремиться стать Оленькой, ей нужно купить чулки и губную помаду. Ей хочется нарядиться и мило кокетничать, как это делают девушки, которых не мотало по военным гарнизонам. Ведь это несложно, ведь у глупенькой Лялечки это запросто получается!
 
Но светлое платье и завитки в волосах не превращают героиню в Оленьку. Печать пережитого – трагического и сложного – лежит на ее красивом лице. Возлюбленный (директор треста) видит в ней лишь товарища Зотову, бойца Красной армии. Он поспешно женится на другой. И тогда «Гадюка» выпускает жало…
 
Ольга Зотова совершает убийство и признается в этом с самого начала. А вот какого приговора она заслуживает – на этот вопрос каждый зритель должен ответить самостоятельно в финале следственного эксперимента.  

 

Фото С.Чалого

Автор:Анна Владимирова

Сайт журнала "Театрал"

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед