43-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Времена меняются, люди остаются

Времена меняются, люди остаются
09 января 2019

Сколько же было написано и снято в 70-80-е годы о «простом советском человеке». Наверное, нигде кроме самиздата и фантастики никаких других героев и не было. Но спустя несколько десятилетий, почти всё это утратило актуальность и узнаваемость. Только не проза Василия Шукшина. Его правда, ювелирная точность характеров и простота языка, за которой то самое писательское мастерство, невероятно востребованы именно сейчас, в наше время тотальных фейков и глянцевых обложек, скрывающих под собой пустоту. Шукшин даёт возможность нам сегодняшним всмотреться в себя и окружающих, увидеть то, что спрятано за внешним и сиюминутным.

Пространство театра «Сфера» как нельзя лучше подходит для постановки по рассказам Василия Макаровича – тут камерно, уютно и вместе с тем можно выходить в одну дверь, ставя точку в какой-то из семи историй, и возвращаться с новой уже из другого угла. Даже удивительно, как много решений можно найти в использовании этого небольшого зала.

Режиссёр Юлия Беляева пошла по тому же пути, что до неё выбралАлвис Херманис (про «Рассказы Шукшина» в Театре Наций знают, пожалуй, даже совершенно далекие от театра люди). В «Раскасе» тоже друг за другом следуют истории Шукшина, объединённые общими сценографическими и драматургическими элементами (в «Сфере» это грузовик посреди сцены и развеселый народный ансамбль), здесь тоже много музыки и песен («Раскас» изначально обозначен как «выездной спектакль-концерт сельской самодеятельности в 7 частях»).


Впрочем, я совершенно не хочу сравнивать эти две постановки: перед нами совершенно разные спектакли, разный театральный язык и режиссёрский замысел. Главное, что Шукшин везде настоящий. Поэтому в унисон смеётся весь зал над незадачливым женихом из «Чередниченко в цирке», тепло становится от улыбок, когда на сцене «Одни» и все застывают в пронзительном молчании в финале «Раскаса» или «Жена мужа в Париж провожала». Поют на сцене замечательно, танцуют тоже, поэтому не покидает ощущение, что ты действительно оказался на концерте. Без особых декораций и реквизита почти с первых же минут переносишься на деревенскую улицу или двор уездного города, в атмосферу тех лет.

С Шукшиным ещё вот какая проблема для не слишком хороших актёров: соврать или плохо сыграть не получится. Обманчивая простота и доступность персонажей оборачивается трудной задачей для тех, кто на сцене. Но это не о спектакле «Сферы». Честно, без фальши и по-настоящему играют абсолютно все. Иногда не успеваешь уследить за сменой образов. Кажется, что на сцене появляется гораздо больше актёров, чем заявлено. Чувствуется в них какой-то задор, кураж. И даже заслуженно долгие аплодисменты в конце разбавляются частушками. 


«Раскас» – классический спектакль (в современном понимании), его можно смотреть в любое время года, в любой компании и настроении. «Раскас» – это и зеркало, и дань памяти таланту Василия Шукшина и тому времени. Когда деревья были большими, а люди... Люди всегда остаются такими, как в шукшинских рассказах – неидеальными, подчас смешными и нелепыми, добрыми или не очень, иногда – грубыми и злыми, красивыми и тонкими, даже если всё это спрятано очень глубоко.

Юлия Замятина, pluggedin.ru

Живой театр

Какой же он этот «мой театр»?
Живой. Сегодняшний и вечный. Просто, в нём не нарушено звенышко: сейчас, сию минуту живой актёр и живой зритель – взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и взаимосвязь... устранено всё, что этому мешает...
Суть-то живого театра в живом общении...

Екатерина Еланская