Действительно добрый, весёлый и живой спектакль по семи рассказам Василия Шукшина поставила режиссёр Юлия Беляева. И впрямь — подлинная деревенская жизнь с её уникальным юмором, простотой, самобытностью, узнаваемыми «шукшинскими» образами рождается в сферическом пространстве театра и становится ярким, искромётным и душевным спектаклем…
Юлия Беляева много и успешно ставит в родном театре.
Причём яркое её дарование простирается далеко за режиссурой, поскольку в ней крайне сильно писательское начало. Этого нельзя не заметить в любой её работе. И есть у неё какая-то особенная связь с шукшинскими интонациями. Вот тут, в связи со спектаклем «Раскас» (удивительная композиция из семи рассказов, выливающихся один из другого, не требуя антракта), Шукшин, его характеры, его слово, его неподражаемая интонация забирают зрителя мгновенно и, замечу, надолго за финалом зрелища.
Помню, как-то мне по линии Бюро пропаганды киноискусства было предложено взять едва ли не за основную лекционную тему рассказ о творчестве Шукшина. Я боялась, что ничего не получится. Меня подбадривали Всеволод Санаев и Георгий Бурков. Наконец, видя мою перепуганную физиономию, вызвался провести «консультацию» сам Василий Макарыч – удивительно ясной и чистой души человек. Вот так и случилось, что более тридцати лет я выходила на разные большие сцены с разговором об этом поразительном уникуме. И чем дальше, тем всё больше покорялась его творчеством.
Вот и сейчас, на спектакле «Сферы» я испытала то же радостное чувство открытия внове потрясающей прозы нашего замечательного классика… И что важно: вроде бы, изучила Шукшина вдоль и поперек, а вот эта семёрка рассказов оказалась почти вся для меня новой. Потому что не суть главное повторение, а новое прочтение, когда уже и ты — читатель, зритель! — стал постарше и помудрее — это ой как много значит!.. Вот и нынешний спектакль – одним словом, чудо!..
Так что же такое — этот «Раскас»? В каждом более или менее значительном селе есть дом культуры, а в нём уж непременно есть народный театр. Так, в Сростках — назовем так это село, поскольку как-то теплее, когда произносишь название места, где родился Шукшин — живёт много по-настоящему талантливых людей, которые и петь, и танцевать горазды, и забот у них полон рот, и конфликтов хоть отбавляй, и радостей, и огорчений — короче, жизнь бьёт ключом. А посреди забот, тревог, бесконечных сложностей есть моменты отдохновений, и тогда всю сохранившуюся теплоту, доброту, взаимопонимание – всё хочется отдать товарищу, поделиться всем хорошим. Это закономерно, вполне понятно. Только вот каждого человека надо суметь психологически и эмоционально «раскрыть», но это удается не сразу и не всем. Вот в «септете» шукшинских новелл это счастливо удается. И такой цветник человеческих сердец расцветает у нас на глазах, что просто диву даёшься. Мы, зрители, присутствуем при таком мощном «творческом» развороте, что зал буквально тонет в аплодисментах и кричит «браво!».
Итак, выездной спектакль сельской самодеятельности в семи частях без перерыва — всё это полное музыки, песен, танцев (хореограф Маргарита Журавская), точно найденных узнаваемых деталей немудреного сельского быта (художник Ольга Хлебникова), крепко «замешанное» на терпком шукшинском слове действие, торжествует в лучшем смысле этого слова. Оживают колоритные персонажи рассказов: «непротивленец» Макар Жеребцов (Олег Алексеенко); умница, рассудительный и одновременно взрывчатый Иван Петин (Александр Коршунов – это как раз и есть «Раскас»); удивительная счастливая героиня рассказа «Одни», расцветающая на наших глазах, — Людмила Корюшкина (блистательная и до поры, кажется, не очень удачливая красавица Татьяна Филатова из рассказа «Чередниченко и цирк»); пронзительно трогательный Степан (Никита Спиридонов) из рассказа «Любовь»… Играют, как говорится, знатно. Трудно назвать, кто лучше.
Впрочем, я заметила, что «лучше всех» в «Сфере» играют всегда. Опять-таки, что называется, «штучный товар». И музыканты всегда отличные. Вообще, музыкальная часть в этом коллективе всегда на высоте. И по выбору музыки, и по исполнению... В «Раскасе» девять песен от Гершвина до Д. Покраса и Блантера, и такие тёплые песни, фольклорные, народные. Просто просятся на отдельный диск, чтобы слушать их и за пределами спектакля, где все истории объединены темой любви, очень разной, но, как замечают авторы действа, всегда нравственной, чистой и требовательной. Аннотация не лукавит — лучше не скажешь: то любовь покажется тихим счастьем полного взаимопонимания и терпения завидного («Светлые души»), то мучительным самоистязанием («Жена мужа в Париж провожала»), то приторным самолюбованием («Чередничеко и цирк»), то долголетней трогательной привычкой в браке («Одни») или необъяснимой страстью первого взгляда («Степкина любовь»)…
Уже довольно много лет прошло с тех пор, как в «Сфере» был поставлен шукшинский Стенька Разин («Я пришел дать вам волю»). Спектакль имел и до сих пор имеет ошеломляющий успех. И уже, судя по тогдашней давней премьере, можно и должно было предполагать, что Шукшин — фигура в «Сфере» не случайная, что нам предстоят ещё с ним счастливые встречи. Вот и эта, «Раскас» — такая новая, непривычная. Она наверняка понравилась бы автору, у меня нет сомнений. Да и никто из присутствовавших в зале не сомневается.
На сердце тепло, душа радуется, хочется петь и плясать вместе с театром. Что мы, зрители, собственно, и делаем с немалым удовольствием. Спасибо, театр. Спасибо, Василий Макарович! Спасибо…
Наталья ЛАГИНА, газета "Слово".