15 июня 2023
В театре «Сфера» представили свой взгляд на пьесу Николая Гоголя «Ревизор». Классическая сатира на незадачливых коррупционеров по-прежнему звучит свежо и актуально. «Сфера» — театр с уникальной круглой сценой. Здесь нет «провальных» зрительских мест, с которых плохо видно действие. С трибун, расположенных по окружности, все видно как на ладони, а интересный эффект добавляет то, что мы смотрим на артистов не снизу вверх, а наоборот — сверху вниз.
За длинным овальным столом собрался весь цвет города N — мужчины в стильных, с иголочки, костюмах напоминают топ-менеджеров успешных компаний на совещании. Но ощущение успешности пропадает, когда кубарем в кабинет высочайшего начальства вкатываются Бобчинский (Никита Спиридонов) и Добчинский (Сергей Загорельский), истошно вопя о главной новости — они вычислили тайного проверяющего.
Городничий (Антон Алипов) начинает суетно перечислять грешки каждого из собравшихся. Достанется всем — и наглому самоуверенному судье Ляпкину-Тяпкину (Александр Пацевич), и скромному ботанику-заучке смотрителю училищ Хлопову (Дмитрий Бероев). Узнав о приезде ревизора, все тут же бросаются лепить на уважаемого градоначальника ордена на липучке, придавая ему вид солидный и грозный...
Тут же стол разбирают на маленькие незаметные тумбочки, откатывают их к краю сцены и круглое пространство преображается в номер дешевого постоялого двора. Обстановка скудновата, да и постоялец Хлестаков (Даниил Толстых) не может найти денег на обед, но все равно в комнате стоит широкая кровать и для уюта небольшой круглый столик с вазой скромных цветов. Изнеженный, капризный Хлестаков истерично закусывает углы подушки от голода, но тут, распахивая дверь, к незадачливому транжире, согнувшись в почтительном полупоклоне, с подарками заходит Городничий...
Тут-то и начинает разворачиваться главная интрига — Хлестаков попадает в дом чиновника, где хлебосольные хозяин и хозяйка потчуют его разными яствами. Но молодой человек начисто лишен такта — изрядно подпив, но не потеряв обаяния Остапа Бендера, он взбирается на стол, откуда декламирует выдуманные рассказы о своей богемной жизни в столице.
Артисты театра «Сфера» придают каждому герою очень яркую эмоциональную окраску, но при этом никогда не переходят к карикатурности. Добчинский труслив и дрожит как мышь, Городничий подобострастен, Ляпкин-Тяпкин величественно-хамоват, а Хлопов застенчив до невозможности. Женские персонажи, Городничиха (Ирина Сидорова) и ее дочь Марья Антоновна (Дарья Затеева), не уступают мужчинам — светские красавицы плетут интриги наравне с кавалерами и смело добиваются своего, танцуя по очереди с Хлестаковым то вальс, то пасодобль.
Особое пространство в форме амфитеатра дает совершенно новое ощущение от просмотра хрестоматийной пьесы, и даже немая сцена с нового ракурса воспринимается не как классическое решение мизансцены, а как новый ход. Все собравшиеся узнают правду об поддельном ревизоре, и в этот момент даже вызывают жалость, оказываясь в беспомощном положении. Анекдотичная история, рассказанная с юмором в сочетании с пластикой и современными костюмами, очень легко воспринимается зрителями.
Режиссеру Сергею Виноградову удалось избежать «школьности» и правильности в постановке «Ревизора» и сделать сюжет острым, смешным и актуальным в наши дни. Благодаря художественному решению постановщика в театр «Сфера» можно приводить и школьников — спектакль прекрасно подойдет для первого знакомства с произведением, а взрослые совершенно точно узнают в персонажах коллег, начальство или даже самих себя.
Александр Ерошенко
«Вечерняя Москва», 15 июня 2023 года № 107 (29449)
https://files.vm.ru/pdf/2023.06/original/648a073f82682c741faf3ff8.pdf
За длинным овальным столом собрался весь цвет города N — мужчины в стильных, с иголочки, костюмах напоминают топ-менеджеров успешных компаний на совещании. Но ощущение успешности пропадает, когда кубарем в кабинет высочайшего начальства вкатываются Бобчинский (Никита Спиридонов) и Добчинский (Сергей Загорельский), истошно вопя о главной новости — они вычислили тайного проверяющего.
Городничий (Антон Алипов) начинает суетно перечислять грешки каждого из собравшихся. Достанется всем — и наглому самоуверенному судье Ляпкину-Тяпкину (Александр Пацевич), и скромному ботанику-заучке смотрителю училищ Хлопову (Дмитрий Бероев). Узнав о приезде ревизора, все тут же бросаются лепить на уважаемого градоначальника ордена на липучке, придавая ему вид солидный и грозный...
Тут же стол разбирают на маленькие незаметные тумбочки, откатывают их к краю сцены и круглое пространство преображается в номер дешевого постоялого двора. Обстановка скудновата, да и постоялец Хлестаков (Даниил Толстых) не может найти денег на обед, но все равно в комнате стоит широкая кровать и для уюта небольшой круглый столик с вазой скромных цветов. Изнеженный, капризный Хлестаков истерично закусывает углы подушки от голода, но тут, распахивая дверь, к незадачливому транжире, согнувшись в почтительном полупоклоне, с подарками заходит Городничий...
Тут-то и начинает разворачиваться главная интрига — Хлестаков попадает в дом чиновника, где хлебосольные хозяин и хозяйка потчуют его разными яствами. Но молодой человек начисто лишен такта — изрядно подпив, но не потеряв обаяния Остапа Бендера, он взбирается на стол, откуда декламирует выдуманные рассказы о своей богемной жизни в столице.
Артисты театра «Сфера» придают каждому герою очень яркую эмоциональную окраску, но при этом никогда не переходят к карикатурности. Добчинский труслив и дрожит как мышь, Городничий подобострастен, Ляпкин-Тяпкин величественно-хамоват, а Хлопов застенчив до невозможности. Женские персонажи, Городничиха (Ирина Сидорова) и ее дочь Марья Антоновна (Дарья Затеева), не уступают мужчинам — светские красавицы плетут интриги наравне с кавалерами и смело добиваются своего, танцуя по очереди с Хлестаковым то вальс, то пасодобль.
Особое пространство в форме амфитеатра дает совершенно новое ощущение от просмотра хрестоматийной пьесы, и даже немая сцена с нового ракурса воспринимается не как классическое решение мизансцены, а как новый ход. Все собравшиеся узнают правду об поддельном ревизоре, и в этот момент даже вызывают жалость, оказываясь в беспомощном положении. Анекдотичная история, рассказанная с юмором в сочетании с пластикой и современными костюмами, очень легко воспринимается зрителями.
Режиссеру Сергею Виноградову удалось избежать «школьности» и правильности в постановке «Ревизора» и сделать сюжет острым, смешным и актуальным в наши дни. Благодаря художественному решению постановщика в театр «Сфера» можно приводить и школьников — спектакль прекрасно подойдет для первого знакомства с произведением, а взрослые совершенно точно узнают в персонажах коллег, начальство или даже самих себя.
Александр Ерошенко
«Вечерняя Москва», 15 июня 2023 года № 107 (29449)
https://files.vm.ru/pdf/2023.06/original/648a073f82682c741faf3ff8.pdf