43-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

"Театральный мир" №2-2015. Статья А.Владимировой о спектакле "Обыкновенная история"

"Театральный мир" №2-2015. Статья А.Владимировой о спектакле "Обыкновенная история"
14 февраля 2015

ВОПРОСЫ ВРЕМЕНИ 

В одном из самых необычных театров Москвы случилась «Обыкновенная история». Главный режиссёр театра «Сфера» Александр Коршунов поставил инсценировку Виктора Розова по известному роману Ивана Гончарова.

«Думаю, это очень современный сюжет!», - поделился однажды в разговоре со мной Александр Коршунов. Действительно, история о том, как восторженный молодой человек приезжает в большой город с целью его покорить, надеждой на чудо и верой в любовь актуален и в 19 веке, и в 21-ом. С юношей происходят метаморфозы. Он мужает, взрослеет, во многом разочаровывается, чему-то учится. И, в конце концов, либо принимает правила новой игры, либо сдается и возвращается к прежнему укладу. 

Герой «Обыкновенной истории» - Александр Адуев проходит через обе ситуации. И выбирает последнюю. Отчасти из естественного стремления к лучшей жизни. Отчасти, из желания стать, наконец, похожим на собственного дядю Петра Ивановича Адуева – успешного предпринимателя. Почему, «наконец»? Потому что поначалу Адуев-старший для племянника хоть и родственник, которого все время хочется обнять, но человек далекий и непонятный.  

В то время, как самому Петру Ивановичу с первых секунд все ясно про племянника. Наблюдая за ним, Адуев-старший как будто просматривает старые фотографии. И видит себя - такого же романтичного и пылкого. Только дядя-то по молодости лет весь свой пыл направил в дело. Оттого и преуспел, и состоялся. А вот племянник все мечется, суетится…

Отношения этих героев, борьба и единство их противоположностей – центральная тема и самого романа Гончарова, и спектакля, поставленного Коршуновым.

Как это обычно бывает в «Сфере», конфликт показан с филигранной точностью и будто под увеличительным стеклом. В театре, где сцена не скрыта от зрителя за четвертой стеной, все эмоции – исключительно подлинные.

Петр Иванович в исполнении народного артиста Дмитрия Ячевского - доволен собой, импозантен, при фраке и с тростью. Он дает племяннику (Денис Береснев) не только крышу над головой, но и возможность набраться разума.

Базовая истина, которую Адуев-старший стремится донести до молодого гостя, что главное в жизни – упорный труд. А успех – его заслуженное следствие. Конечно, есть и другие важные вещи: любовь, долг перед близкими. Но и они не должны мешать достижению честолюбивых целей. Фото В.Майорова

Племянник же и слушать ничего не хочет. Первым делом он влюбляется. Хорошенькая Наденька (Валерия Гладилина) принимает его ухаживания. Но знаки внимания галантного ловеласа - графа Новинского (Алексей Суренский) волнуют ее сильнее.

Она свободна, легка, как майский ветер. И это выводит из себя Александра, готового отдать ей всю свою жизнь.

Он негодует, страдает и где же находит успокоения? В комфортном,  богатом, обставленном со вкусом доме своего дядюшки.  

Супруга Петра Андреевича – Елизавета  Александровна (Валентина Абрамова ) ухаживает за юношей, как за ребенком, у которого сложный возраст. Адуеву-младшему это льстит. И все равно он продолжает капризничать и метаться в поисках смысла жизни. Исполнитель роли - Денис Береснев - передает эмоции героя на пределе человеческой искренности. Он то взрывается в мощном форте, то уходит в плавное пиано. Его Александр Адуев бывает и обаятельным, и нескладным, и никого не оставляет равнодушным.

Неслучайно у молодой вдовы Юлии Павловы (Евгения Казарина) он вызывает прилив чувств. И теперь уж она готова отдать Александру всю свою жизнь. Волнуется, плачет от ревности, не отпускает. А он, так стремившийся к любви, бежит от нее. К слову актриса Евгения Казарина, как правило, исполняет роли юных, наивных барышень. А здесь, в «Обыкновенной истории» органично и точно попадает в образ женщины, плененной и опьяненной страстью.  

Впрочем, каждый из актеров в этой постановке играет, как дышит – естественно и глубоко. Будь то мать Александра - Анна Павловна (Ирина Мреженова), которая хоть и не во всем понимает, но всегда принимает и любит своего сына. Или его тетушка (Мария Аврамкова), - она появляется в спектакле и как реальная, немного печальная дама, и как радостный  мифический образ - видение, воспоминание.

Явление тетушки под грустную и красивую музыку – в постановке звучат фрагменты из Шопена,  Шуберта, Шнитке, Мендельсона, - добавляет спектаклю атмосферу лирическую. Отсылая зрителей в тот самый 19-ый век с его неспешным темпом и высокими идеалами.      

Игра света и тени на стенах, неброские, но точные декорации создают естественное пространство для этой истории. Обыкновенной и актуальной, как заметил Александр Коршунов, – на все времена.

К слову, режиссер, как и всегда, крайне бережно обращается с историческим материалом. Никакого заигрывания с современностью, все четко, как написано у Гончарова. Только вопросы, которые возникают у зрителя во время просмотра, – и сегодня не теряют своей остроты.

Как приспособиться в современном мире? Как добиться успеха и сохранить репутацию честного человека? Чем можно пожертвовать ради чувств, а, главное, стоит ли это делать?

В спектакле четких ответов не прозвучит. Существует лишь выбор каждого: новоявленный молодой франт Александр Адуев смеется над прежними идеалами. Теперь уже он при фраке и с тростью, выгодно женат и нацелен на большую карьеру. 

А напротив него – потерянный, взволнованный дядюшка, бросающий все ради спасения свой любимой.

И снова - борьба и единство противоположностей, в которой нет ни победителей, ни проигравших. Обмен идеалами произошел естественно. А вот чей выбор окажется правильным, разумно ли жертвовать материальным ради эфемерного и сохранит ли свои убеждения каждый из героев, - это вопросы времени.

Автор:Анна Владимирова


Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед