30 мая 2022
Умение касаться струн души своим искусством - дар редкий, и потому вдвойне ценный. Народный артист России Александр Викторович Коршунов обладает таким удивительным мастерством: его режиссерские и актерские работы не оставляют равнодушным никого из зрителей. С 2014 года Александр Викторович руководит театром «Сфера». В своем творчестве он продолжает линию уникального взаимодействия артистов и публики, заложенную создательницей театра, Екатериной Ильиничной Еланской. В прошлом сезоне «Сфера» отметила 40-летний юбилей. В конце марта появилась новость, потрясшая профессионалов театра и зрителей: театр «Сфера» присоединяют к театру «Эрмитаж». «Театральная афиша столицы» обсудила эту проблему с Александром Викторовичем Коршуновым.
- Александр Викторович, как вы узнали о приказе Департамента культуры?
- В этот день мы играли спектакль «Затейник» по замечательной пьесе Виктора Розова. Этот спектакль – один из наших самых любимых, он лауреат «Фабрики Станиславского» за лучший актерский ансамбль. «Затейник» прошел очень хорошо, и мы после спектакля делились впечатлениями и радостью. Актер Александр Пацевич провожал кого-то из своих знакомых и вернулся со словами: «Я оказался среди зрителей, у них были растроганные лица, слезы на глазах, и они меня благодарили. Ко мне подошла женщина и сказала: «Я – врач-психолог, все время хожу к вам в театр, и советую своим пациентам как можно чаще ходить в театр «Сфера». Попрощавшись с актерами, я поднялся к себе в кабинет, держа в руке письмо, которое мне вручила зрительница вместе с цветами на поклонах. Она благодарила театр «Сфера» за спектакли, которые она видела, актеров, которых она любит, позицию театра и перечисляла спектакли, виденные по много раз. Я прочитал это письмо, и раздался телефонный звонок: директор «Сферы» Ирина Ольгердовна Тарасова сообщила мне о приказе, изданном накануне. У меня был шок. Наверное, минут 40 я сидел, не произнося ни слова.
- Но ведь театру «Сфера» уже больше 40 лет! Что-то предвещало такой поворот событий?
- Я спрашивал потом: «К нам есть какие-то претензии?» Нет, претензий нет и не было на протяжении всего периода работы. Театр «Сфера» создала Екатерина Ильинична Еланская, моя мама. Она была смелым экспериментатором и современно мыслящим человеком. Екатерина Ильинична – дочь Клавдии Николаевны Еланской, великой актрисы МХАТ, и Ильи Судакова – великого режиссера, первого постановщика «Дней Турбиных». Я представляю уже третье поколение театральной династии Еланских – Судаковых– Коршуновых, а мои дети – ее четвертое поколение. Мама замечательно работала актрисой в Малом театре, в Театре Маяковского, потом поступила в режиссерскую аспирантуру к Марии Осиповне Кнебель, великому театральному педагогу. Первые мамины спектакли «Маленький принц» в Театре Станиславского, «Вкус черешни» в Современнике, «Месяц в деревне» в Театре Ермоловой были событийными для театральной Москвы. Но у Екатерины Ильиничны родилась внутренняя потребность создать театр, где актеры и зрители находятся в едином пространстве, единой сфере общения. Потом был долгий путь поиска: Екатерина Ильинична поставила целый ряд спектаклей, которые играли в Музее Достоевского, Литературном музее, Концертном зале имени Чайковского. Она добивалась такого контакта между актерами и зрителями, который становился настоящим художественным потрясением, называла свои постановки не спектаклями, а действами, объединяющими актеров и зрителей. 1 июня 1981 года открылся театр, названный Театр-студия «Сфера». Его спектакли играли во Дворце культуры «Каучук», на Пироговке, и мама каждый раз создавала «сферу» своего театра, используя выходы артистов в зал. В 1984 году мы получили это здание в саду «Эрмитаж», оно было перестроено по специальному проекту в форме сферы – круговым амфитеатром с центральной игровой площадкой и съемными местами для зрителей, позволяющими располагать игровые площадки в разных частях зала. Театр «Сфера» стал юридической единицей и начал существовать официально. Мама всегда говорила, что «Сфера» — это театр высокой литературы. Она первой осуществила постановки на сцене по произведениям Михаила Булгакова «Театральный роман», «Багровый остров», «Роковые яйца», «Блаженство», блестяще писала инсценировки и переносила на сцену такие грандиозные произведения, как «Доктор Живаго» Пастернака, «Я пришел дать вам волю» Шукшина, «Некуда» Лескова, «В лесах и на горах» Мельникова-Печерского. Когда после ухода из жизни Екатерины Ильиничны я, по просьбе всего коллектива, стал главным режиссером «Сферы», у меня была главная цель – сохранить идею, художественный принцип, статус веры этого театра и его коллектив, который этому делу честно и талантливо служит. Сейчас моя задача – сохранить театр «Сфера».
- Вы считаете, что этот театр исчезнет?
- В приказе Департамента культуры театр «Сфера» упоминается всего один раз. В середине документа он, как присоединяемое учреждение, исчезает, теряя официальный статус, как юридическое лицо. Знаете, сейчас нас порой обвиняют в том, что мы шумим, поднимаем волну протеста. Да упаси Бог, какая протестная волна! Это естественная реакция людей, которые любят свое дело! И то, что театр делает свое дело хорошо, доказывают, прежде всего, отзывы, любовь и поддержка нашего огромного зрительского сообщества. Кроме того, театр абсолютно успешен во всех творческих, финансовых и организационных показателях. Поэтому совершенно естественно, что мы обеспокоены этим решением, из-за которого наш театр исчезнет как юридическое лицо, не сможет выполнять свои функции и исчезнет дело, которому мы служим. Мы не против, мы – «за»! Приказ департамента в его нынешнем виде, по нашему убеждению, разрушителен для «Сферы». Мы очень просим Департамент культуры и его руководство вернуться к этой проблеме и решить ее конструктивно и полезно для всех!
- Форма зрительного зала театра «Сфера» – особенная, в ней нет «четвертой» стены. В чем для артиста плюсы и риски игры на такой сцене, где ты открыт со всех сторон?
- Сцена «Сферы» дает очень много, потому что все близко, все тебя видят и ощущают твое дыхание. И в то же время очень многого требует: в идеале нужно стремиться к тому, чтобы не врать – не играть, а иметь. Неправда или демонстрация того, чего нет, — это сразу заметно. А вот, когда есть действительная правда чувств на сцене, возникает то самое общение актера и зрителя, о котором я говорил, - и это дорогого стоит. Я первый раз вышел в такое пространство в 1982 году, тогда мама решила сделать новую редакцию спектакля «Маленький принц». Впервые она поставила «Маленького принца» в 60-х, в Театре Станиславского, тогда Летчика играл Василий Бочкарев, а Принца – Ольга Бган. В новой редакции спектакля в театре «Сфера» всю основную линию ведет Летчик – мама позвала меня на эту роль. Конечно, первое время играть на такой сцене непривычно: нужно, чтобы тебе сопереживали, понимали тебя и слышали со всех сторон, и важно не игнорировать кого-то, а помнить про всех. Но постепенно такое существование становится естественным, как и в жизни, когда мы общаемся в компании людей и чувствуем всех, кто находится рядом. Самое главное требование — это правда чувств.
- Легендарный «Нездешний вечер», много лет идущий на сцене «Сферы», - позволяет зрителю соприкоснуться с великой русской поэзией. Какова история этого спектакля?
- «Нездешний вечер» - один из первых спектаклей «Сферы». Его первые показы состоялись в Концертном зале им. П.И. Чайковского, с его амфитеатром и полукруглой сценой, под звуки живого органа. Первыми исполнителями были приглашенные артисты - Михаил Козаков, Геннадий Бортников, Александр Лазарев, Евгений Киндинов, Лидия Толмачева, Генриетта Егорова. Потом этот спектакль перешел на нашу сцену в саду «Эрмитаж». В разное время в нем участвовали Виталий Соломин, Владимир Заманский, Александр Парра, Александр Дик... В основу «Нездешнего вечера» были положены воспоминания Марины Цветаевой - эту линию вела замечательная актриса Малого театра Генриетта Егорова, артистка колоссального трагического начала, мощного темперамента, которую мама очень любила. Тогда в спектакле звучали стихи, можно сказать, полузапрещенные: Гумилев, Мандельштам, Северянин – поэты Серебряного века, которые в то время широко не печатались. Мама привлекла и меня к участию в «Нездешнем вечере» – я читал стихи Николая Рубцова. В какой-то момент спектакль сошел с репертуара. После маминого ухода из жизни в 2013 году нам захотелось его возродить. Помимо артистов нашего театра, мы пригласили актеров, работавших с мамой в разное время – Евгения Киндинова, Георгия Тараторкина, Валерия Баринова, Евгению Симонову, Ларису Гребенщикову. «Нездешний вечер» до сих пор в репертуаре, хотя идет он, может быть, не так часто, как хотелось бы. В 2019 году, к 90-летию Екатерины Ильиничны, мы сделали спектакль «Живой театр Екатерины Еланской». В него вошли выдержки из книги «Живой театр», изданной по рукописи Екатерины Ильиничны, а также песни, стихи, которые она любила, фрагменты из ее спектаклей. Мы собирались сыграть «Живой театр» один раз, но поняли, что постановка должна жить дальше. Теперь мы играем этот спектакль несколько раз в течение сезона: 13 сентября, в день рождения Екатерины Ильиничны, 16 июля, в день ее памяти, 1 июня, в день рождения «Сферы», как правило, на День театра 27 марта... Хотя спектакль идет нечасто, он каждый раз вызывает невероятный, даже неожиданный отклик у публики - в финале поднимается весь зал, принимают его так, что это дорогого стоит.
- Одним из важных событий прошлого сезона для театра стала лаборатория по современной драматургии. Как проходил отбор режиссеров и пьес для лаборатории?
- Да, наш юбилейный сезон мы решили отметить таким творческим экспериментом: провести конкурс-лабораторию «Современная российская драматургия в постановке молодых режиссеров». В Москве и по всей России таких творческих лабораторий проводится довольно много, но для нашего театра это было впервые. На первом этапе мы обратились к выпускникам режиссерского факультета ГИТИСа с просьбой присылать заявки на постановку пьес, написанных в XXI веке, получили много заявок, и отобрали восемь, показавшихся наиболее интересными и подходящими для нашего театра. На втором этапе знакомились и разговаривали с режиссерами. К третьему этапу их осталось двое - Иван Рубцов, выпускник Андрея Кончаловского, и Ленара Гадельшина, выпускница Александра Галибина. Мы дали режиссерам две недели на подготовку фрагмента спектакля. И хотя репетиции шли в июле, в жару, в конце длинного сезона, начавшегося в августе 2020 года, артисты включились в работу с большим азартом. В итоге мы выбрали пьесу «Земля Эльзы» Ярославы Пулинович в постановке Ивана Рубцова. Это трогательная, человечная, добрая история. Я очень доволен тем, что в нашем репертуаре появился такой спектакль, рад знакомству с Иваном Рубцовым, человеком молодым, но серьезным, толковым, творчески одаренным. В спектакле заняты актеры разных поколений, но он сумел найти общий язык со всеми исполнителями, создать по-настоящему творческую атмосферу.
- К сорокалетию театра вы поставили пьесу Островского «Без вины виноватые». Почему вы выбрали именно ее?
- Я очень люблю этого автора - мне посчастливилось и как актеру играть в пьесах Островского, часто обращаюсь к его драматургии, и как режиссер. Это духовный источник, который сегодня нас подпитывает, возвращает к основам бытия. Когда мы работали над пьесой, я определил зерно нашего спектакля — страстная потребность настоящего в жизни, в искусстве, в человеческих отношениях. Много размышляли мы и над тем, как рождается крупный актер, актер – личность. Нередко случается, что актер в жизни один, а на сцене другой. Но есть вещи, которые сыграть нельзя, они должны быть в человеке. И когда в одном человеке большой талант соединяется с редкими душевными качествами, «он представляется нам уже таким явлением, перед которым мы должны преклоняться». Я все время вспоминал про мою замечательную бабушку Клавдию Николаевну Еланскую, и для меня она, наверное, идеальная Кручинина. Это была грандиозная личность - огромной доброты, света, лучезарности, и великая актриса уникального дарования!
- Какие качества ваших родителей, бабушки и дедушки запомнились вам больше всего?
- Вся наша семья всегда жила Театром - спектаклями, ролями, театральными событиями. Моя бабушка, Клавдия Николаевна Еланская, мой дед, Илья Яковлевич Судаков, мой отец, Виктор Иванович Коршунов, моя мама - все они сильные, талантливые и очень хорошие люди, и все разные. Мама была человеком очень эмоциональным, способным на принятие резких решений, человеком эксперимента, поиска, абсолютной внутренней свободы и самостоятельности. Папа – при всей страстности характера – человек собранный, гораздо более терпеливый, чрезвычайно ответственный. Он брал на себя ответственность не только за семью, за всех нас, но и за свою работу, и за курс, которым он руководил, и за мастерскую педагогов, которую он собирал, и за Малый театр, который он потом взвалил на плечи, как директор. Все они - и папа, и мама, - выдерживали колоссальные нагрузки, и все успевали, на все их хватало. Я уже говорил про бабушку Клавдию Николаевну, в которой было столько света и доброты, что она одним своим существованием в доме облагораживала всех окружающих. Дедушку, Илью Яковлевича Судакова, я застал уже в момент болезни - он рано перенес два инсульта, но у него была прекрасная память, он все замечательно понимал и помнил, писал книгу, несмотря на проблемы со здоровьем. К сожалению, я не видел его на сцене и только в записи слышал его постановки, которые он осуществил как режиссер. Он был человеком невероятной силы и энергии. Среди его постановок – «Дни Турбиных» и «Бронепоезд 14-69» во МХАТе, «Варвары» и «Уриель Акоста» в Малом театре, в разное время он руководил Малым театром, Театром рабочей молодежи (нынешний «Ленком»), Театром-Студией киноактера, Центральным театром транспорта (нынешний «Гоголь-центр»). Бабушка и дедушка были учениками Станиславского и Немировича-Данченко. Это потрясающие люди, талантливые личности - я постоянно о них помню, стараюсь по мере сил учиться всему, чем они обладали.
Любимый поэт
Пушкин, Пастернак, Рубцов
Любимый композитор
Моцарт
Что вас вдохновляет?
Вера, Любовь и Надежда
Валерия Гуменюк, Ольга Романцова
«Театральная афиша столицы», июнь-июль 2022 г.
- Александр Викторович, как вы узнали о приказе Департамента культуры?
- В этот день мы играли спектакль «Затейник» по замечательной пьесе Виктора Розова. Этот спектакль – один из наших самых любимых, он лауреат «Фабрики Станиславского» за лучший актерский ансамбль. «Затейник» прошел очень хорошо, и мы после спектакля делились впечатлениями и радостью. Актер Александр Пацевич провожал кого-то из своих знакомых и вернулся со словами: «Я оказался среди зрителей, у них были растроганные лица, слезы на глазах, и они меня благодарили. Ко мне подошла женщина и сказала: «Я – врач-психолог, все время хожу к вам в театр, и советую своим пациентам как можно чаще ходить в театр «Сфера». Попрощавшись с актерами, я поднялся к себе в кабинет, держа в руке письмо, которое мне вручила зрительница вместе с цветами на поклонах. Она благодарила театр «Сфера» за спектакли, которые она видела, актеров, которых она любит, позицию театра и перечисляла спектакли, виденные по много раз. Я прочитал это письмо, и раздался телефонный звонок: директор «Сферы» Ирина Ольгердовна Тарасова сообщила мне о приказе, изданном накануне. У меня был шок. Наверное, минут 40 я сидел, не произнося ни слова.
- Но ведь театру «Сфера» уже больше 40 лет! Что-то предвещало такой поворот событий?
- Я спрашивал потом: «К нам есть какие-то претензии?» Нет, претензий нет и не было на протяжении всего периода работы. Театр «Сфера» создала Екатерина Ильинична Еланская, моя мама. Она была смелым экспериментатором и современно мыслящим человеком. Екатерина Ильинична – дочь Клавдии Николаевны Еланской, великой актрисы МХАТ, и Ильи Судакова – великого режиссера, первого постановщика «Дней Турбиных». Я представляю уже третье поколение театральной династии Еланских – Судаковых– Коршуновых, а мои дети – ее четвертое поколение. Мама замечательно работала актрисой в Малом театре, в Театре Маяковского, потом поступила в режиссерскую аспирантуру к Марии Осиповне Кнебель, великому театральному педагогу. Первые мамины спектакли «Маленький принц» в Театре Станиславского, «Вкус черешни» в Современнике, «Месяц в деревне» в Театре Ермоловой были событийными для театральной Москвы. Но у Екатерины Ильиничны родилась внутренняя потребность создать театр, где актеры и зрители находятся в едином пространстве, единой сфере общения. Потом был долгий путь поиска: Екатерина Ильинична поставила целый ряд спектаклей, которые играли в Музее Достоевского, Литературном музее, Концертном зале имени Чайковского. Она добивалась такого контакта между актерами и зрителями, который становился настоящим художественным потрясением, называла свои постановки не спектаклями, а действами, объединяющими актеров и зрителей. 1 июня 1981 года открылся театр, названный Театр-студия «Сфера». Его спектакли играли во Дворце культуры «Каучук», на Пироговке, и мама каждый раз создавала «сферу» своего театра, используя выходы артистов в зал. В 1984 году мы получили это здание в саду «Эрмитаж», оно было перестроено по специальному проекту в форме сферы – круговым амфитеатром с центральной игровой площадкой и съемными местами для зрителей, позволяющими располагать игровые площадки в разных частях зала. Театр «Сфера» стал юридической единицей и начал существовать официально. Мама всегда говорила, что «Сфера» — это театр высокой литературы. Она первой осуществила постановки на сцене по произведениям Михаила Булгакова «Театральный роман», «Багровый остров», «Роковые яйца», «Блаженство», блестяще писала инсценировки и переносила на сцену такие грандиозные произведения, как «Доктор Живаго» Пастернака, «Я пришел дать вам волю» Шукшина, «Некуда» Лескова, «В лесах и на горах» Мельникова-Печерского. Когда после ухода из жизни Екатерины Ильиничны я, по просьбе всего коллектива, стал главным режиссером «Сферы», у меня была главная цель – сохранить идею, художественный принцип, статус веры этого театра и его коллектив, который этому делу честно и талантливо служит. Сейчас моя задача – сохранить театр «Сфера».
- Вы считаете, что этот театр исчезнет?
- В приказе Департамента культуры театр «Сфера» упоминается всего один раз. В середине документа он, как присоединяемое учреждение, исчезает, теряя официальный статус, как юридическое лицо. Знаете, сейчас нас порой обвиняют в том, что мы шумим, поднимаем волну протеста. Да упаси Бог, какая протестная волна! Это естественная реакция людей, которые любят свое дело! И то, что театр делает свое дело хорошо, доказывают, прежде всего, отзывы, любовь и поддержка нашего огромного зрительского сообщества. Кроме того, театр абсолютно успешен во всех творческих, финансовых и организационных показателях. Поэтому совершенно естественно, что мы обеспокоены этим решением, из-за которого наш театр исчезнет как юридическое лицо, не сможет выполнять свои функции и исчезнет дело, которому мы служим. Мы не против, мы – «за»! Приказ департамента в его нынешнем виде, по нашему убеждению, разрушителен для «Сферы». Мы очень просим Департамент культуры и его руководство вернуться к этой проблеме и решить ее конструктивно и полезно для всех!
- Форма зрительного зала театра «Сфера» – особенная, в ней нет «четвертой» стены. В чем для артиста плюсы и риски игры на такой сцене, где ты открыт со всех сторон?
- Сцена «Сферы» дает очень много, потому что все близко, все тебя видят и ощущают твое дыхание. И в то же время очень многого требует: в идеале нужно стремиться к тому, чтобы не врать – не играть, а иметь. Неправда или демонстрация того, чего нет, — это сразу заметно. А вот, когда есть действительная правда чувств на сцене, возникает то самое общение актера и зрителя, о котором я говорил, - и это дорогого стоит. Я первый раз вышел в такое пространство в 1982 году, тогда мама решила сделать новую редакцию спектакля «Маленький принц». Впервые она поставила «Маленького принца» в 60-х, в Театре Станиславского, тогда Летчика играл Василий Бочкарев, а Принца – Ольга Бган. В новой редакции спектакля в театре «Сфера» всю основную линию ведет Летчик – мама позвала меня на эту роль. Конечно, первое время играть на такой сцене непривычно: нужно, чтобы тебе сопереживали, понимали тебя и слышали со всех сторон, и важно не игнорировать кого-то, а помнить про всех. Но постепенно такое существование становится естественным, как и в жизни, когда мы общаемся в компании людей и чувствуем всех, кто находится рядом. Самое главное требование — это правда чувств.
- Легендарный «Нездешний вечер», много лет идущий на сцене «Сферы», - позволяет зрителю соприкоснуться с великой русской поэзией. Какова история этого спектакля?
- «Нездешний вечер» - один из первых спектаклей «Сферы». Его первые показы состоялись в Концертном зале им. П.И. Чайковского, с его амфитеатром и полукруглой сценой, под звуки живого органа. Первыми исполнителями были приглашенные артисты - Михаил Козаков, Геннадий Бортников, Александр Лазарев, Евгений Киндинов, Лидия Толмачева, Генриетта Егорова. Потом этот спектакль перешел на нашу сцену в саду «Эрмитаж». В разное время в нем участвовали Виталий Соломин, Владимир Заманский, Александр Парра, Александр Дик... В основу «Нездешнего вечера» были положены воспоминания Марины Цветаевой - эту линию вела замечательная актриса Малого театра Генриетта Егорова, артистка колоссального трагического начала, мощного темперамента, которую мама очень любила. Тогда в спектакле звучали стихи, можно сказать, полузапрещенные: Гумилев, Мандельштам, Северянин – поэты Серебряного века, которые в то время широко не печатались. Мама привлекла и меня к участию в «Нездешнем вечере» – я читал стихи Николая Рубцова. В какой-то момент спектакль сошел с репертуара. После маминого ухода из жизни в 2013 году нам захотелось его возродить. Помимо артистов нашего театра, мы пригласили актеров, работавших с мамой в разное время – Евгения Киндинова, Георгия Тараторкина, Валерия Баринова, Евгению Симонову, Ларису Гребенщикову. «Нездешний вечер» до сих пор в репертуаре, хотя идет он, может быть, не так часто, как хотелось бы. В 2019 году, к 90-летию Екатерины Ильиничны, мы сделали спектакль «Живой театр Екатерины Еланской». В него вошли выдержки из книги «Живой театр», изданной по рукописи Екатерины Ильиничны, а также песни, стихи, которые она любила, фрагменты из ее спектаклей. Мы собирались сыграть «Живой театр» один раз, но поняли, что постановка должна жить дальше. Теперь мы играем этот спектакль несколько раз в течение сезона: 13 сентября, в день рождения Екатерины Ильиничны, 16 июля, в день ее памяти, 1 июня, в день рождения «Сферы», как правило, на День театра 27 марта... Хотя спектакль идет нечасто, он каждый раз вызывает невероятный, даже неожиданный отклик у публики - в финале поднимается весь зал, принимают его так, что это дорогого стоит.
- Одним из важных событий прошлого сезона для театра стала лаборатория по современной драматургии. Как проходил отбор режиссеров и пьес для лаборатории?
- Да, наш юбилейный сезон мы решили отметить таким творческим экспериментом: провести конкурс-лабораторию «Современная российская драматургия в постановке молодых режиссеров». В Москве и по всей России таких творческих лабораторий проводится довольно много, но для нашего театра это было впервые. На первом этапе мы обратились к выпускникам режиссерского факультета ГИТИСа с просьбой присылать заявки на постановку пьес, написанных в XXI веке, получили много заявок, и отобрали восемь, показавшихся наиболее интересными и подходящими для нашего театра. На втором этапе знакомились и разговаривали с режиссерами. К третьему этапу их осталось двое - Иван Рубцов, выпускник Андрея Кончаловского, и Ленара Гадельшина, выпускница Александра Галибина. Мы дали режиссерам две недели на подготовку фрагмента спектакля. И хотя репетиции шли в июле, в жару, в конце длинного сезона, начавшегося в августе 2020 года, артисты включились в работу с большим азартом. В итоге мы выбрали пьесу «Земля Эльзы» Ярославы Пулинович в постановке Ивана Рубцова. Это трогательная, человечная, добрая история. Я очень доволен тем, что в нашем репертуаре появился такой спектакль, рад знакомству с Иваном Рубцовым, человеком молодым, но серьезным, толковым, творчески одаренным. В спектакле заняты актеры разных поколений, но он сумел найти общий язык со всеми исполнителями, создать по-настоящему творческую атмосферу.
- К сорокалетию театра вы поставили пьесу Островского «Без вины виноватые». Почему вы выбрали именно ее?
- Я очень люблю этого автора - мне посчастливилось и как актеру играть в пьесах Островского, часто обращаюсь к его драматургии, и как режиссер. Это духовный источник, который сегодня нас подпитывает, возвращает к основам бытия. Когда мы работали над пьесой, я определил зерно нашего спектакля — страстная потребность настоящего в жизни, в искусстве, в человеческих отношениях. Много размышляли мы и над тем, как рождается крупный актер, актер – личность. Нередко случается, что актер в жизни один, а на сцене другой. Но есть вещи, которые сыграть нельзя, они должны быть в человеке. И когда в одном человеке большой талант соединяется с редкими душевными качествами, «он представляется нам уже таким явлением, перед которым мы должны преклоняться». Я все время вспоминал про мою замечательную бабушку Клавдию Николаевну Еланскую, и для меня она, наверное, идеальная Кручинина. Это была грандиозная личность - огромной доброты, света, лучезарности, и великая актриса уникального дарования!
- Какие качества ваших родителей, бабушки и дедушки запомнились вам больше всего?
- Вся наша семья всегда жила Театром - спектаклями, ролями, театральными событиями. Моя бабушка, Клавдия Николаевна Еланская, мой дед, Илья Яковлевич Судаков, мой отец, Виктор Иванович Коршунов, моя мама - все они сильные, талантливые и очень хорошие люди, и все разные. Мама была человеком очень эмоциональным, способным на принятие резких решений, человеком эксперимента, поиска, абсолютной внутренней свободы и самостоятельности. Папа – при всей страстности характера – человек собранный, гораздо более терпеливый, чрезвычайно ответственный. Он брал на себя ответственность не только за семью, за всех нас, но и за свою работу, и за курс, которым он руководил, и за мастерскую педагогов, которую он собирал, и за Малый театр, который он потом взвалил на плечи, как директор. Все они - и папа, и мама, - выдерживали колоссальные нагрузки, и все успевали, на все их хватало. Я уже говорил про бабушку Клавдию Николаевну, в которой было столько света и доброты, что она одним своим существованием в доме облагораживала всех окружающих. Дедушку, Илью Яковлевича Судакова, я застал уже в момент болезни - он рано перенес два инсульта, но у него была прекрасная память, он все замечательно понимал и помнил, писал книгу, несмотря на проблемы со здоровьем. К сожалению, я не видел его на сцене и только в записи слышал его постановки, которые он осуществил как режиссер. Он был человеком невероятной силы и энергии. Среди его постановок – «Дни Турбиных» и «Бронепоезд 14-69» во МХАТе, «Варвары» и «Уриель Акоста» в Малом театре, в разное время он руководил Малым театром, Театром рабочей молодежи (нынешний «Ленком»), Театром-Студией киноактера, Центральным театром транспорта (нынешний «Гоголь-центр»). Бабушка и дедушка были учениками Станиславского и Немировича-Данченко. Это потрясающие люди, талантливые личности - я постоянно о них помню, стараюсь по мере сил учиться всему, чем они обладали.
Любимый поэт
Пушкин, Пастернак, Рубцов
Любимый композитор
Моцарт
Что вас вдохновляет?
Вера, Любовь и Надежда
Валерия Гуменюк, Ольга Романцова
«Театральная афиша столицы», июнь-июль 2022 г.