43-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Театральная афиша столицы - Александр КОРШУНОВ: «На что сегодня мы можем опереться, чтобы сохранить в себе подлинные ценности и остаться настоящими людьми»

Театральная афиша столицы - Александр КОРШУНОВ:  «На что сегодня мы можем опереться, чтобы сохранить в себе подлинные ценности и остаться настоящими людьми»
30 января 2024
Главный режиссер театра «Сфера», народный артист России Александр Викторович Коршунов, отмечает свой юбилей. Династия – великое дело! Она помогает во всем – в жизни, профессии, в воспитании детей, даже любви! И тому - немало примеров... Но Александр Коршунов не таков. Он мог воспользоваться именем своей матери - актрисы Малого театра Екатерины Ильиничны Еланской и ее прославленными предками, играя в Малом театре, где его отец Виктор Коршунов был не только одним из первых артистов, но и директором. Но свой путь – главное дело его жизни. Театр «Сфера», созданный Екатериной Еланской, стал его творческим пристанищем, тем местом, где он может и должен говорить о себе, как о творческой личности…

- К своему юбилею в театре «Сфера» вы поставили очень необычный спектакль «Прозрачное солнце осени». Линия жизни в рассказах. Сценическая версия по рассказам «Трех Юриев». Это проза Казакова, Трифонова, Домбровского. Почему эти непопулярные сегодня писатели стали для вас важными?

- Есть несколько причин. Сейчас эти авторы не слишком читаемы, мало издаются. И достаточно редко возникают постановки по их произведениям. Мне хотелось, чтобы современные зрители их почувствовали, услышали, ведь это наша классика! Театр «Сфера» – театр высокой литературы. И настоящее общение актеров и зрителей в нашем театре не поверхностное, не формальное. Эти писатели своими произведениями несут заряд благородства, душевности, веры. Пронзительная искренность это то, в чем нуждается человек в любые времена.

- Ваш спектакль поставлен не по пьесе. Это проза, а значит разные авторы со своим стилем, представлением о жизни, своим эмоциональным накалом. У каждого из них свой мир, но вы выбрали определенные произведения, складывающиеся в картину мира.

- Я пошел тем путем, который показался мне верным. Мне хотелось, чтобы каждый из этих рассказов был самодостаточным. Чтобы в результате этой мозаики, этой последовательности возникла некая ассоциативная связь, которая и приведет зрителей к размышлениям о смысле жизни, ее основах, о том, на что сейчас мы можем опереться, чтобы сохранить в себе подлинные ценности и остаться настоящими людьми.

- Нельзя не отметить, что у вас по всем канонам нестандартный путь в режиссуру. Ваш отец и мать служили в Малом театре и было бы логичным, если бы вы выбрали училище им. Щепкина. Но вы поступили в школу-студию МХАТ, закончили ее и поступили в только что созданный в те времена Новый театр. Почему?

- У каждого человека есть причины, почему он поступает так или иначе, и у меня они были. Я поступал и в Школу-студию МХАТ, и в Щукинское училище, и проходил и там, и там. Но выбрал мхатовскую школу, наверное, потому, что и папа и мама здесь учились, и я чувствовал, что папа очень хотел, чтобы я учился именно в Школе-студии. Вся театральная история нашей семьи неразрывно связана со МХАТом. Бабушка, великая актриса МХАТа Клавдия Еланская, дед, выдающийся режиссер и актер Илья Судаков – ученики Станиславского и Немировича-Данченко, выходцы из Второй студии.

Но вообще «закулисным ребенком» я никогда не был. Бабушку увидел на сцене, когда был уже школьником, а в Малом театре впервые побывал совсем маленьким на Новогодней елке.
Художественным руководителем нашего курса был замечательный педагог и режиссер Виктор Карлович Монюков. Атмосфера была прекрасная, тогда в Школе-студии преподавали такие удивительные люди, как Станицын, Массальский, Грибов, Пилявская, Виленкин, Правдина и многие другие. Нам, выпускникам монюковского курса 1975 года, конечно же, не хотелось расставаться. И вот, так случилось, что Виктору Карловичу и ректору школу-студии Вениамину Захаровичу Радомысленскому удалось добиться, чтобы на основе нашего курса был создан Новый драматический театр, в котором я и проработал восемь лет.

 А потом случилось так, что мама, Екатерина Ильинична Еланская, пригласила меня на роль Летчика в новую редакцию спектакля «Маленький принц» в «Сферу». Этот спектакль идет на нашей сцене уже более сорока лет, а тогда первая встреча с мамой, как с режиссером, изменила мою судьбу. Это была великая духовная и профессиональная школа. Я оставил Новый театр и некоторое время нигде не служил. Вел переговоры с Олегом Николаевичем Ефремовым, но он просил подождать. В 1984 году я обратился к Михаилу Ивановичу Цареву с просьбой принять меня в Малый театр, он ответил согласием, так началась моя долгая жизнь в Малом. Именно здесь позже я впервые попробовал себя в режиссуре. А в 1996 году отец взял меня на свой курс в Щепкинском училище, где я и преподаю до сих пор в мастерской, которая носит теперь его имя.

- Что подвигло вас заняться режиссурой?

- Мне долгое время хотелось попробовать себя в этом деле, но у меня, конечно же, не такой характер, какой был у мамы или у деда Ильи Судакова. Мама была человек страстный, решительный, увлекающийся, с колоссальной энергией, с огромным интересом к театральным новаторствам и экспериментам. Ведь ее карьера, как актрисы, складывалась в Малом очень удачно, но она всегда спорила с режиссерами, предлагала им свое видение роли, ей всегда хотелось все сделать по-своему. Она ушла в театр Маяковского, а потом поступила и закончила режиссерскую аспирантуру у Марии Осиповны Кнебель. А в 1981 году осуществилась ее мечта, она создала свой театр – театр «Сфера»!

А мой первый режиссерский опыт начинался, как самостоятельная внеплановая работа, я просто договорился с артистами. Они меня поддержали. Это были «Чудаки» Горького. После двух показов руководству работу включили в план и вышел первый мой спектакль на сцене филиала Малого на Ордынке. Вот так все и началось. Потом был «Трудовой хлеб» Островского, который тоже начинался как самостоятельная работа, а потом «Пучина» и другие спектакли, все по Островскому. В «Сфере» я начал ставить позже, с 2003 года. Здесь случились встречи с Островским, Чеховым, Достоевским, Бернардом Шоу, Ануем, Вампиловым, Розовым…

- Вы из театральной семьи и корни вашей династии по-настоящему глубоки. Что вы вкладываете в это понятие «династия»?

- Честно говоря, я над этим как-то не задумывался. Наверное, если все складывается естественно, то это очень хорошо. Если нет принуждения, нет насилия, а возникает потребность идти по стопам родителей, естественное увлечение, то толк будет. В нашей семье давления никакого никогда не было. Мама сразу сказала, что я волен выбирать любую профессию, некоторое время я сильно увлекался рисованием. Так же и отец, он никогда не настаивал, правда, я всегда чувствовал, что ему бы очень хотелось, чтобы я стал артистом… Я попробовал, поступил, увлекся и все произошло как-то само собой. Так же происходило и с моими детьми, каждый из них выбрал сам свою дорогу в театре, в кино, в искусстве. Сегодня дело за внуками, верю, что и они найдут себя в этом мире.

Беседовала Жанна Филатова
"Театральная афиша столицы", февраль 2024 г. 

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед