06 марта 2025
В сезоне 2024-2025 театр «Сфера» представил премьеру «Дом Бернарды Альбы». Спектакль по одноименной пьесе Федерико Гарсиа Лорки поставил Иван Рубцов.
Уникальность театра ощущается еще до начала спектакля: зрительские места буквально окружают сцену. Это помогает погрузиться в происходящее, не просто наблюдать, а стать частью действия. Сцена, когда актрисы раздают конфеты зрителям с просьбой помянуть их умершего отца, усиливает ощущение сопричастности.
В доме овдовевшей испанки Бернарды Альбы объявлен восьмилетний траур. Теперь пять ее дочерей не могут выходить на улицу и даже думать о браке. Запрет обходит только старшую Ангустиас, у которой есть жених — красавец Пепе Римлянин. Долгий период заточения не проходит бесследно: в семье растет напряжение, сестры рвутся на волю. Оказывается, каждая из них тайно мечтает о Пепе.
Постановка начинается со смерти и ей же заканчивается: сначала мы узнаем, что Бернарда — дважды вдова, а в конце спектакля погибает ее младшая дочь. Дом наполнен страхами и ложью, но уже в конце первого действия мы понимаем, что героини пытаются найти свою внутреннюю свободу во всем хаосе ограничений.
Интересным решением является отсутствие Пепе Римлянина — того самого мужчины, который стал причиной разногласий в доме Бернарды. Его образ остается в тени кулис, акцентируя внимание на женских характерах. Пепе — символ неуловимого идеала, к которому стремятся героини. Идея «запретного плода» в очередной раз заканчивается трагедией: желание, скрытое в недрах человеческой души, вырывается наружу, но не приводит Аделу — младшую дочь — к достижению цели.
На сайте театра сказано, что режиссер Иван Рубцов хотел обозначить конфликт «суда человеческого» и «суда божьего»: «Мы все живем в ощущении суда людей, которые скажут, что мы живем как-то не так. Это давит на нас, и мы часто совершаем поступки не с учетом собственной совести, а с учетом этого внешнего суда. При этом мы абсолютно не учитываем суд божий, который пройдет по совсем другим законам, и с нас спросят совсем другие вещи». История Бернарды наглядно показывает, как часто люди забывают о простых истинах, ориентируясь на общественные нормы.
Особое внимание привлекает игра Татьяны Филатовой. Ее Бернарда Альба — воплощение жестокости и одновременно внутренней хрупкости. Она ставит общественные нормы и мораль выше семьи, стремясь удержать порядок в доме. Но, когда присматриваешься к ней поближе, понимаешь, что за маской строгости скрывается страшно одинокая женщина, которая запуталась в своем стремлении быть идеальной по меркам общества. Она, сама того не понимая, разрушает свою семью желанием сохранить патриархальные традиции.
Режиссер мастерски сохраняет дух оригинальной пьесы Лорки, оставляя нам — современным зрителям — возможность провести параллели с реальностью. Борьба за свободу, желание любить и быть любимой — темы, актуальные для каждого поколения.
ДАРЬЯ ШМЫРИНА, ГАЛИНА ГОМИНА | ФОТО: Е. КИСЕЛЕВА, М. ГАЛЬЦОВА
https://www.teatral-online.ru/news/37256/
Уникальность театра ощущается еще до начала спектакля: зрительские места буквально окружают сцену. Это помогает погрузиться в происходящее, не просто наблюдать, а стать частью действия. Сцена, когда актрисы раздают конфеты зрителям с просьбой помянуть их умершего отца, усиливает ощущение сопричастности.
В доме овдовевшей испанки Бернарды Альбы объявлен восьмилетний траур. Теперь пять ее дочерей не могут выходить на улицу и даже думать о браке. Запрет обходит только старшую Ангустиас, у которой есть жених — красавец Пепе Римлянин. Долгий период заточения не проходит бесследно: в семье растет напряжение, сестры рвутся на волю. Оказывается, каждая из них тайно мечтает о Пепе.
Постановка начинается со смерти и ей же заканчивается: сначала мы узнаем, что Бернарда — дважды вдова, а в конце спектакля погибает ее младшая дочь. Дом наполнен страхами и ложью, но уже в конце первого действия мы понимаем, что героини пытаются найти свою внутреннюю свободу во всем хаосе ограничений.
Интересным решением является отсутствие Пепе Римлянина — того самого мужчины, который стал причиной разногласий в доме Бернарды. Его образ остается в тени кулис, акцентируя внимание на женских характерах. Пепе — символ неуловимого идеала, к которому стремятся героини. Идея «запретного плода» в очередной раз заканчивается трагедией: желание, скрытое в недрах человеческой души, вырывается наружу, но не приводит Аделу — младшую дочь — к достижению цели.
На сайте театра сказано, что режиссер Иван Рубцов хотел обозначить конфликт «суда человеческого» и «суда божьего»: «Мы все живем в ощущении суда людей, которые скажут, что мы живем как-то не так. Это давит на нас, и мы часто совершаем поступки не с учетом собственной совести, а с учетом этого внешнего суда. При этом мы абсолютно не учитываем суд божий, который пройдет по совсем другим законам, и с нас спросят совсем другие вещи». История Бернарды наглядно показывает, как часто люди забывают о простых истинах, ориентируясь на общественные нормы.
Особое внимание привлекает игра Татьяны Филатовой. Ее Бернарда Альба — воплощение жестокости и одновременно внутренней хрупкости. Она ставит общественные нормы и мораль выше семьи, стремясь удержать порядок в доме. Но, когда присматриваешься к ней поближе, понимаешь, что за маской строгости скрывается страшно одинокая женщина, которая запуталась в своем стремлении быть идеальной по меркам общества. Она, сама того не понимая, разрушает свою семью желанием сохранить патриархальные традиции.
Режиссер мастерски сохраняет дух оригинальной пьесы Лорки, оставляя нам — современным зрителям — возможность провести параллели с реальностью. Борьба за свободу, желание любить и быть любимой — темы, актуальные для каждого поколения.
ДАРЬЯ ШМЫРИНА, ГАЛИНА ГОМИНА | ФОТО: Е. КИСЕЛЕВА, М. ГАЛЬЦОВА
https://www.teatral-online.ru/news/37256/