45-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

ТЕАТРАЛ: СПЕКТАКЛЬ О ТЕХ, КОГО ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ ПРОСТЫМИ, СЛАБЫМИ ЖЕНЩИНАМИ

ТЕАТРАЛ: СПЕКТАКЛЬ О ТЕХ, КОГО ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ ПРОСТЫМИ, СЛАБЫМИ ЖЕНЩИНАМИ
28 мая 2025
К 80-летию Победы в Театре «Сфера» состоялась премьера трагической повести «Эшелон» по пьесе Михаила Рощина. История рассказывает о тех, кто наравне с мужчинами сражался за жизнь, о тех, «кого принято называть простыми, слабыми женщинами». Режиссером-постановщиком спектакля выступил Александр Коршунов.

Рощин посвятил свою повесть маме и миллионам отважных женщин, защищавщих тыл. В детстве писатель спасался от войны на таком же эшелоне: «И даже если каждый день, словно молитву, мы будем повторять слова благодарности за то, что мы живы, за то, что мы есть — такие, как мы есть, — что мы сидим все вместе сегодня в тепле и уюте театра, то и тогда не уменьшится и не истончится перед ними наш долг...», – писал он в предисловии.

Действие происходит в 1941 году. Завод едет в эвакуацию. В грузовых вагонах – станки, на свободных местах – женщины, дети и старики. Едут долго, в неизвестность. Перед зрителями разворачиваются несколько часов из жизни одного вагона, ставшего домом для девятнадцати человек.

Декорации, придуманные Ольгой Коршуновой, воссоздают атмосферу тесного, душного, но холодного помещения, где каждый сантиметр занят чем-то или кем-то. Однако с каждой минутой вагон становится уютнее благодаря его жителям.

Из-за особенности сцены «Сферы» вагон просматривается со всех сторон. У каждого персонажа здесь есть свой небольшой угол. Кому-то из зрителей ближе виден быт беременной Тамары (Екатерина Тонгур) и ее мамы Саввишны (Людмила Корюшкина, Татьяна Филатова), а кому-то Галины Дмитриевны (Александра Чичкова), которая благодаря своей заботе и чуткости стала капитаном этой большой команды.

Спектакль ни на секунду не замолкает. В этой «коробочке тепла» кипит жизнь. Разговоры пассажиров, их споры, смех, стоны, гул поезда, пение птиц во время остановок, звуки взрывов, завывание ветра соединяются в многоголосый хор. В те секунды, когда война берет верх, тишину заполняет музыка Георгия Свиридова.

На стены зала транслируются виды из окон поезда. Кажется, что и сам зал – это вагон, что публика несется вдаль вместе с эшелоном.

Спектакль состоит из трех частей, трех историй, случившихся в дороге. За время, проведенное в вагоне, героини сильно меняются. Беря пример друг с друга, они становится искреннее, терпимее. Как сказал врач Федор Карлыч (Вадим Борисов и Михаил Никитин): «В беде плохое портится совсем, а хорошее делается лучше». Персонажи сближаются, их связь крепнет. В этой вагонной семье уже нет «своих» и «чужих» детей. Все здесь общее: и беды, и радости.

Эшелон никому не гарантирует безопасность. В любую секунду он может быть обстрелян. Однако его медленное движение дарит надежду, стук колес успокаивает сердца.

Героини ждут мужей, молятся за их спасение. Но вместе с тем они осознают, что ответственность за жизни детей лежит только на их хрупких плечах. На войне у каждого своя миссия. Задача пассажирок эшелона – обеспечить солдатам тыл, организовать работу заводов, позаботиться о младших. Путь этот нелегок, а женщины – не железные. Они сомневаются, отчаиваются, злятся. Ежедневно им приходится превозмогать себя, без оружия, одной лишь силой духа бороться с врагом.

Авторы с большой любовью подошли к героиням. Каждая получилась живой, уникальной. Нет в этом вагоне похожих судеб и характеров.

Образ Лавры (Екатерина Богданова) вышел особенно ярким и трагичным. Смелая, сильная, искренняя, она поддерживает настроение вагона. Раздразнит, обругает, напьется и напоит, поддержит любой спор, споет и спляшет – лишь бы не поддаваться тоске.

Ива (Нелли Шмелева, Валерия Гладилина) – тихая, интеллигентная девушка – открывает в себе заботливую и любящую натуру. Эшелон подарил ей огромное, хоть и временное, счастье: «Я узнала о людях больше, чем за всю жизнь»

Маша (Евгения Казарина) на фоне других кажется сильнее, мудрее, спокойнее. Однако у такой стойкости к боли есть свои причины. В ее жизни происходили события, которые, кажется, пережить невозможно. Но даже о них она вспоминает как о моментах, которые смогла осилить: «Ну-ну, чего вы! Я вам к чему рассказываю-то? Жить надо! Пострашней бывало!»

С виду простая Лена (Виктория Склянченкова, Марина Заболоцкая) совершает отчаянный шаг и с грудным ребенком покидает эшелон. Решение, ставшее для всех неожиданным, зрело в ней давно, вырывалось нервным смехом, оторванностью, безрадостными замечаниями.

К концу спектакля все они становятся родными, близкими. От этого еще больнее осознавать, через что им приходится проходить. В одной из самых трагичных сцен спектакля жизнь и смерть оказываются через стенку друг от друга. Судьба не стала дожидаться удачного момента, эшелон не услышал стонов и слез. И счастье, и горе здесь случаются на полной скорости, без шанса на передышку.

Перед финалом истории женщины заводят самый искренний и светлый разговор за спектакль. В этот момент кажется, что все они обязательно выживут, дождутся любимых и будут счастливы. Война за секунду разрушает эту мнимую уверенность в будущем.

Им всем еще далеко до победы. И все-таки эшелон продолжает движение. Последние слова автора звучат как завещание или молитва: «Дорогие мои, вам надо ехать дальше. Дальше. Долго. И вы будете ехать. Вы доедете. Вы должны доехать».

«Эшелон» в театре «Сфера» – это спектакль о жизни, нескончаемой борьбе за нее, о человечности, которая сильнее страха. И, конечно, о сильных и смелых женщинах, не позволивших миру развалиться. Среди тьмы и отчаяния они отыскали надежду, ведь «смерть неизбежна и непоправима, но разве ради этого рождаемся мы на свет?»

Ирина Сяткина
https://www.teatral-online.ru/news/37868/

Спектакль и зритель

"Как хочется заменить само слово – «спектакль»- другим, более точно выражающим то, во что он должен произрасти, а именно: «действо». И слово, как и само понятие – «зритель» - заменить на «участвующий». Чтобы приблизить его к другому – «действующий», т.е. один из тех «действующих лиц», перечнем которых начинается любая пьеса. Да, именно, участвующий, действо".


Екатерина Еланская