43-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

ТЕАТРАЛ: «РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ. МАЯКОВСКИЙ»

ТЕАТРАЛ: «РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ. МАЯКОВСКИЙ»
05 марта 2024
В театре «Сфера» состоялась премьера моноспектакля «Маяковский. Прогулка». Режиссер и исполнитель главной роли Александр Пацевич представил эпизоды из жизни и творчества Владимира Маяковского. Постановка посвящена 130-летию со дня рождения поэта.

В Пацевиче Маяковского увидел главный режисер «Сферы» Александр Коршунов: «Маяковский – твоя роль. Подбери материал, подумай!» Актер приступил к созданию сценического образа: «Я накупил книг массу, начал их читать, стихи, понимать, какие нравятся, какие не нравятся... И параллельно я купил книжку с его прозой».

Спектакль выстроен по канонам кольцевой композиции. Действие начинается отрывками из стихотворения «Юбилейное»: «Александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский».

Перед зрителями разворачиваются четыре части, в каждой из которых Маяковский принимает разные облики. В части «Футурист» акцент сделан на революционной ноте, а сам поэт предстает широким голосом, охватывающем землю. Звучат «Стихи о советском паспорте» и «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Во второй части, «В гостях у янки», Маяковский – путешественник, объездивший полмира: Париж, Нью-Йорк, Мехико, Гавана. Несмотря на прежнюю широту взгляда, голос поэта здесь звучит более интимно. Во многом такой эффект создают авторские песни Александра Пацевича по мотивам стихотворений Маяковского. «Здесь фишка в том, что мы ходим от стихотворения к стихотворению, поэтому прогулка. Я пытался посредством актерской игры разобрать стихи, что он в это вложил, как эти тексты отозвались в нашей реальности, в современном человеке. А песни – это именно здесь и сейчас. Это я Александр», – рассказывает актер. Откровенное настроение усиливается в третьей части, которая носит название «Сердцелюдый».

Особенно привлекает внимание зрителя эпизод, посвященный Сергею Есенину. В массовом сознании поэты часто предстают антиподами, которые соревновались за внимание публики. Однако многое прояснила ранняя смерть Есенина. В последнем стихотворении он написал: «В этой жизни умирать не ново, // Но и жить, конечно, не новей». На это болезненно отозвался Маяковский: «В этой жизни помереть не трудно. // Сделать жизнь значительно трудней». Проникновенные строки обыгрывает в спектакле Александр Пацевич: его герой сомневается, переживает потерю, с трудом подбирает нужные слова. Творческий процесс надписями проецируется на стенах, визуально дополняя монолог.

Местами неоднозначен выбор визуального ряда. Архивные кадры сменяются современными изображениями и даже мемами. Идея понятна: так режиссер хотел подчеркнуть своевременность творчества Маяковского, подключиться к нему, как к маяку, найти в его строках сегодняшнюю историю.

Финальная часть называется «Возвращение». Зритель, путешествуя вместе с Маяковским не только по разным странам, но и по «опорным пунктам» его поэзии, символически возвращается к началу – к Пушкину.  В конце звучит стихотворение «Послушайте!», которое подводит итог прогулки и оставляет зрителя в размышлениях.

АНТОНИНА ДАВЫДОВА, ПОЛИНА ШТИФАНОВА | ФОТО: С. МИЛИЦКИЙ
https://www.teatral-online.ru/news/34975/

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед