44-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

ТЕАТРАЛ - АЛЕКСАНДР КОРШУНОВ: «ТЕАТР ДОЛЖЕН ЛЕЧИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ДУШИ»

ТЕАТРАЛ - АЛЕКСАНДР КОРШУНОВ: «ТЕАТР ДОЛЖЕН ЛЕЧИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ДУШИ»
20 декабря 2024
Работа «Прозрачное солнце осени» Александра Коршунова стала лауреатом «Звезды Театрала» в номинации «Лучший спектакль. Малая форма». В своей постановке режиссер и руководитель театра «Сфера» соединил рассказы трех выдающихся советских писателей – Юрия Трифонова, Юрия Казакова и Юрия Домбровского. Александр Коршунов рассказал «Театралу» о том, какие смыслы вложены в эту историю и как она создавалась.

– Несмотря на малую форму, спектакль получился очень масштабным. Три автора, семь самодостаточных рассказов, четырехчасовое действие, во время которого выстраивается некая «линия жизни». Когда вы ее создавали, что хотелось донести до зрителя, что было главным?

– Когда я думал об этих авторах и о том, как их соединить, что выбрать, я перечитал множество рассказов. С самого начала у меня не было задачи на основании этих замечательных произведений написать свой оригинальный сценарий или вплетать что-то свое. Я хотел, чтобы они были самодостаточны, самостоятельны, чтобы они прозвучали, чтобы их услышали, поняли. В тексте почти не было сокращений. Рассказы получились такими, какие они есть. Хотелось сложить их в некую последовательность, которая в результате сложилась бы в линию жизни. Так мы и назвали жанр спектакля – «линия жизни». Хотелось, чтобы получилась история человеческого духовного поиска. Поиска смысла, поиска опоры жизненной, поиска счастья, поиска любви. Какую жизнь можно назвать состоявшейся, а какую – нет? Что это все значит? И почему все происходит именно так, а не иначе? Как понять, жизнь удалась или она не удалась?

Спектакль заканчивается тем, что молодые ребята смотрят на это прозрачное солнце осени, которое заливает тайгу, и думают, как и все мы в юности, что у них все обязательно будет так, как они этого хотят. Лучше, чем у других. Что все у них состоится. Почему это потом происходит или не происходит? Какой человек делает выбор? Где он совершает ошибки? Это история и взлетов, и падений, и ошибок, и страданий, и потерь. История таких вот жизненных поисков и преодолений. Как говорил Бетховен про одну из своих симфоний: «Это этапы титанической борьбы человека с судьбой». Вот и мы хотели, чтобы в результате сочетания этих самодостаточных, самостоятельных, абсолютно полновесных и мощно звучащих историй родилась бы музыка этой линии жизни.

– В спектакле очень много героев, семь сюжетных линий. Сложно ли проходил репетиционный процесс?

– Непросто, конечно, для меня это был на самом деле поиск. Это была очень новая и экспериментальная задача, потому что, действительно, каждая история — это самостоятельная пьеса. И были трудности репетиционные, даже чисто технически. Когда ты репетируешь пьесу, ты обычно идешь последовательно: от действия к действию, от картины к картине. А здесь так нельзя было. Невозможно отрепетировать начало и вернуться к нему через месяц. Все надо было вести параллельно, а потом соединять. Это было, конечно, непросто, но мне кажется, во всех отношениях полезно. Это школа. А великие, прекрасные, любимые авторы – наше духовное богатство, наши учителя.

– Александр, у «Сферы» очень преданная аудитория…

– Я всегда и везде говорю – мы очень любим наших зрителей и безумно им благодарны за все. За такую высокую оценку, за победу в «Звезде Театрала». У нас действительно очень большой круг дорогих преданных зрителей, которые ходят в «Сферу» поколениями, которые видели наши первые спектакли, а сейчас приводят к нам детей. И это очень хорошо. Мы хотели бы, чтобы наш театр был домом, который собирает людей вместе. После одного из спектаклей к актеру подошла зрительница и сказала: «Вы знаете, я психолог. И я иногда своим пациентам советую сходить в «Сферу», подлечиться душой». Это высочайшая оценка. Только ради этого стоит жить и трудиться, понимаете? Задача такая у театра. Как говорит Мандельштам: «Если поэзия не лечит, значит, это не поэзия». Также и театр должен лечить человеческие души. Поддерживать веру, надежду и любовь. Согревать. Чтобы мы сюда приходили за ответами на вопросы и за тем самым сокровенным общением, ради которого вообще все существует.

– Что, кроме самого репертуара, помогает вам выстраивать такие отношения со зрителем?

– Конечно, самое главное — это наши спектакли. Но, помимо этого, у нас проходят разного рода встречи, мероприятия. Каждый год мы делаем специальную программу ко Дню Победы. И каждый раз с разными темами. Был вечер, целиком посвященный творчеству Твардовского. Или, например, в этом году был юбилей Окуджавы, Астафьева, Васильева и Друниной, им всем исполнилось бы сто лет. На День Города мы всегда делаем программу. В этом году она была посвящена Пушкину и памятнику Пушкина, знаковому месту для москвичей. Уже стала традиционной связь с режиссером-документалистом Игорем Калядиным. Мы знакомы давно, вместе учились в Школе-студии МХАТ. Потом он стал замечательным режиссером и вот уже целый ряд своих фильмов показал в нашем театре. Осенью прошел показ его фильма о Леопольде Сулержицком, который называется «Сулер». Во время вручения «Звезды Театрала» в нашем театральном кафе шла встреча с Дмитрием Новиковым, где он и пел, и читал стихи. 23 декабря состоится творческий вечер Екатерины Ишимцевой и Павла Гребенникова. И молодые ребята сейчас готовятся к 6 января, это их инициатива, рождественские чтения.

– Какими премьерами «Сфера» будет радовать в ближайшем будущем?

– Сейчас мы готовим две постановки. Работаем над ними параллельно. Первая – «Горе от ума. Открытые репетиции». Премьера должна быть в начале апреля. Форма открытых репетиций более свободная, подвижная. Кажется, что нам она поможет что-то открыть в этой всем известной гениальной пьесе. Что-то ещё, свежее, сегодняшнее. И это тоже процесс общения с нашими зрителями, которые будут нас направлять. Будут дополнительные показы. 15 января, в день рождения Грибоедова, на малой сцене мы покажем первый репетиционный этап. В феврале – второй этап. А сама премьера запланированна на начало апреля.

А вторая работа – это «Эшелон» Михаила Рощина. Очень искренняя пьеса о Великой Отечественной войне, об эвакуации. Это абсолютно биографичная история, потому что Рощин сам ребенком ехал в таком эшелоне. Работа будет приурочена к 80-летию Великой Победы.

– Зрители беспокоятся, что «Прозрачного солнца осени» пока нет в афише

– Спектакль обязательно появится. Для нас он очень важен. И нам также дорога оценка зрителя, она нас окрыляет. «Звезда Театрала» – это замечательная награда. Выбор зрителей – что может быть дороже? И мы этот спектакль очень любим. Есть желание продолжать над ним работать, понимаете? Хочется в нем что-то дожимать и доделывать. Провести некую редакцию этого спектакля, сделать его лучше. Поэтому сейчас временный небольшой перерыв. Нужно немного подождать. Всё обязательно будет!

https://www.teatral-online.ru/news/36779/

Живой театр

Какой же он этот «мой театр»?
Живой. Сегодняшний и вечный. Просто, в нём не нарушено звенышко: сейчас, сию минуту живой актёр и живой зритель – взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и взаимосвязь... устранено всё, что этому мешает...
Суть-то живого театра в живом общении...

Екатерина Еланская