44-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

"Страстной бульвар, 10" - Мы должны любить, чтобы жить! / "Подсвечник" в Московском театре "Сфера"

"Страстной бульвар, 10" - Мы должны любить, чтобы жить! / "Подсвечник" в Московском театре "Сфера"
19 мая 2023
Мы должны любить, чтобы жить! / "Подсвечник" в Московском театре "Сфера"
Выпуск №5-255/2023, Премьеры Москвы

Мы должны любить, чтобы жить! / "Подсвечник" в Московском театре "Сфера"
«Под занавес» уходящего 2022 года Московский театр «Сфера» выпустил премьеру - комедию Альфреда де Мюссе «Подсвечник». Режиссер-постановщик Александр Коршунов сделал очень приятный и в чем-то неожиданный новогодний подарок поклонникам театра.

Даже в самые тяжелые времена всегда всех спасал... смех. И кажется, совсем не случайно именно сегодня появилась в репертуаре эта, на первый взгляд, незатейливая французская комедия об адюльтере. Да, сюжет, в принципе, банален. Но Александр Коршунов из тех режиссеров, кто за внешней легкостью и незамысловатостью всегда находит серьезное, глубокое, душевное. То главное, что должно прозвучать именно здесь и сейчас, что обязательно упадет в душу зрителя «зернышком», а чуть позже прорастет чем-то теплым и светлым. Вот за этим светом и теплом мы и приходим на спектакли «Сферы». За душевностью, за надеждой и верой в лучшее, за настроением и даже за слезами. Но слезами очищающими.

Простоту сюжетной линии «Подсвечника» режиссер вместе со сценографом и художником по костюмам Ольгой Коршуновой и автором музыкального оформления Павлом Герасимовым, можно сказать, еще больше «облегчил». В спектакле звучат песни в исполнении Шарля Азнавура (под «Богему» и начинается действо), музыка В.А. Моцарта, Ф. Шопена, И. Штрауса, Ж. Беко, а романс Фортунио в переводе И.С. Тургенева на музыку П. Герасимова стал кульминацией спектакля, потому что в нем признание в любви - искреннее, чистое, сердечное, о котором мечтает любая женщина, но которое многие могут так и не услышать... И именно это музыкальное признание становится переломным для главной героини Жаклины. Как всегда (и это комплимент!) очень лаконичное оформление. С одной стороны, на сцене все только необходимое и функциональное, но, с другой, лаконичность не мешает создать романтическую атмосферу и сделать отсылки ко времени (начало XIX века). Костюмы - «с иголочки», что очень важно, когда находишься в эпицентре событий и можешь до мельчайших подробностей рассмотреть все бантики, рюшечки, складочки. Неважно - дама это или служанка - у всех фигурки точеные, офицер ли, хозяин дома, клерк - всё идеально. Зачем так подробно на этих деталях останавливаться? А вот как раз в них и проявляется отношение к делу и к зрителю. Эти мелочи свидетельствуют об уровне культуры коллектива, не позволяющем себе ни малейшей небрежности ни в чем.

В начале я написала, что премьера была в чем-то и неожиданной. Неожиданностью для меня стали совершенно новые амплуа Евгении Казариной (Жаклина) и Павла Гребенникова (мэтр Андре, ее супруг). Евгения Казарина, актриса драматическая, вдруг предстала в роли комедийной. И оказалось, что в ней она хороша. Комфортно ей в предложенных обстоятельствах. Она естественна, искренна, в меру смешна, кокетлива. Очень мило «изображает» некомпетентность своей героини в делах любовных и неискренность по отношению к клерку Фортунио, выбранного на роль «подсвечника» для отвода глаз супруга, за спиной которого скрывают реального любовника. В этих сценах в пластике актрисы появляется угловатость, неестественность поз, фальшь в голосе. Такие перемены в Жаклине объясняются просто: в ее жизни еще не было настоящего чувства, а любовник - прихоть, возможно, даже «так принято» в их богемном обществе. Она не привыкла к искренним признаниям в любви, а потому теряется и пугается, когда понимает, что сама начала испытывать неизвестные доселе эмоции. И в этот момент актриса попадает в свою привычную стихию - стихию настоящих чувств: ее взгляд, движения, голос - все наполняется мягкостью и плавностью.

Павел Гребенников в роли нотариуса Андре - ураган. Усы «вразлет», завиточки на лбу, мушка под правым глазом изменили актера до неузнаваемости. Все это придало ему глуповатости, шутовства и наивности. Муж-потешник, который не видит очевидных вещей не потому, что слеп и глуп (скорее всего, он многое понимает), а потому, что сознательно заставляет себя не видеть и не слышать: ведь признание факта адюльтера жены очень повлияет на его положение в обществе. Андре-Гребенников так отчаянно изображает поиск оправдательных фактов, веру в невинность своей жены, что его даже становится в какой-то момент жаль как человека и как мужчину, с которым живут не по любви. И тут задумаешься: а стоит ли боязнь попасть на языки светской публики (богемы) того, чтобы всю жизнь прожить, не зная истинного счастья?

Красавец-любовник драгунский офицер Клаварош Алексея Суренского - это нарцисс в квадрате. Он уверен в себе, в своей неотразимости, в том, что ему невозможно отказать, и любая дама должна быть счастлива, если он обратит на нее внимание. А с какой самоуверенностью он придумывает план с «подсвечником»! И... Что-то пошло не так. Любимая, которая вообще не любимая, а так - временное времяпрепровождение, вдруг перестает нуждаться в его внимании. Мужское эго разбивается на наших глазах - быть отвергнутым становится для Клавароша полной неожиданностью. И это состояние ему явно не нравится. С первых сцен драгунский офицер был персонажем комическим (отсюда и подчеркнуто широкие жесты, гримасничанье, громкость, бравурность), но постепенно, с осознанием своей ненужности, персонаж Суренского стихает, сникает, входит в состояние некой заторможенности. Понятно, что Клаварош совсем скоро помчится к новым победам, но в данный момент он переживает личную трагедию и сознательно унижает соперника.

Открытием стал молодой актер Никита Вашакидзе, исполнивший роль Фортунио, «подсвечника». Это единственный лирический герой, романтик, искренне влюбленный в Жаклину и переживший за два дня всю гамму чувств - от счастья, что его заметили, до полной потери сознания в буквальном смысле от понимания, что вслепую использовали в своей игре. Здесь очень важен его монолог, когда все, что накипело, Фортунио высказывает Жаклине. Этот мальчик повзрослел всего за один день. И снова возрождение, когда его любовь и искренность совершили чудо - растопили сердце Жаклины, в которое она впустила Любовь. Фортунио Вашакидзе - милый, наивный, искренний, сумевший победить пошлость, притворство, предательство.

Начинаясь как беззаботная игра, к финалу комедийная легкость постепенно испаряется, и спектакль наполняется лирическими и даже драматическими нотами. И ты невольно мысленно дописываешь эту историю, придумывая, что Жаклина, испытав настоящее чувство, доверится ему и, несмотря ни на что, останется с Фортунио. Сколько продлится их счастье - неизвестно. Пусть и недолго, но они будут всю жизнь благодарить Всевышнего, что подарил им такую возможность. Клаварош окажется непотопляемым ни при каких обстоятельствах, так и будет прыгать от одной к другой. С Андре сложнее. Но думаю, что и он переживет потерю супруги и вновь женится на не менее милой девушке, которую станет чрезмерно опекать и стеречь в «золотой клетке» в рамках правил приличия.


Фото с официального сайта театра

Овсянникова Ассоль
http://www.strast10.ru/node/6246

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед