«СЛУЧАЙНОЕ СОЛНЦЕ, СЛУЧАЙНОЕ СЧАСТЬЕ…»
Недавно в ЦДРИ состоялся творческий вечер театра «Сфера», который вел главный режиссер театра, народный арстист России Александр Коршунов. Но это была не просто традиционная встреча актеров со своими почитателями и друзьями (зал был заполнен до отказа — по всему периметру и в проходах люди стояли и сидели на полу в течение всего вечера), но, как мне показалось, началом нового этапа в жизни уникального в своем роде театрального сообщества.
СО СВОИМИ СЕКРЕТАМИ
Год, прожитый без его создательницы Екатерины Еланской, оказался неким рубиконом, который был достойно преодолен не только самим главным режиссером — ее достойным преемником — Александром Викторовичем Коршуновым, но и всем коллективом театра. Было не просто трудно — было очень трудно — временами хотелось рыдать от горечи невосполнимой потери. Но время, как известно, притупляет боль — теперь самое сложное осталось позади, а впереди — радость созидания, восторг общения и счастье покорения все новых и новых высот.
В этот вечер они играли на, простите, банальной классической сцене («весь театр подразделяется на театр сферический (и это, конечно же, «Сфера» в единственном лице!») и театр-коробку» — утверждает Коршунов) — и это им, сферовцам, было, конечно, непривычно. На мой вопрос заслуженному артисту России Дмитрию Ячевскому: «А как же ваша сферическая сущность?» Тот с таинственным выражением лица ответил: «Что же делать… Приходится приспосабливаться; у нас на этот случай есть свои секреты…»
Традиционный видеоряд предварял Денис Береснев с гитарой в руках; он же, кстати, и закрывал потом вечер.
ДРУЖБА С ПРИВКУСОМ ЯБЛОЧНОГО ПИРОГА
"Что меня связывает с ЦДРИ?" — сам себе задал вопрос главный режиссер и стал как-то очень просто, по свойски, будто все сидящие и стоящие в зале были одной семьей и сейчас в тесном семейном кругу беседовали, вспоминая милое прошлое, рассказывать о тех далеких, светлых годах, когда его бабушка, которую кроме как Клавдюша никто и не называл, ходила в это намоленное место и с этой самой сцены читала стихи, играла сцены из спектаклей, общалась со зрителями… Но самым приятным детским воспоминанием для него на всю жизнь остался тот знаменитый яблочный пирог, которым так славился местный буфет и который бабушка приносила внуку — ничего вкуснее он потом никогда не ел.
"Вот с тех самых пор и началась моя дружба с ЦДРИ..."
ШУКШИН: НАЧАЛО И ПРОДОЛЖЕНИЕ
"Там, вдали…", "До третьих петухов",— с них начинался театр и продолжается он сегодня также Шукшиным — это как лейтмотив, как некий ориентир, как неизменная составляющая «Сферы». И потому в тот вечер были представлены пять рассказов в постановке Юлии Беляевой — молодой, но уже успевшей проявить себя как плодовитый перспективный режиссер — ее блистательной "Афродитой" был закрыт сезон 2013-2014 г.
Образы знакомые, родные до боли, сочные и колоритные, мгновенно взяли в оборот зрителя и закружили в хороводе народной жизни. "Летят утки и два гуся..." — затянула деревенская женщина голосом безнадежно-пронзительным и безрадостно-утомленным — в нем, в этом голосе, безошибочно узнавалась непростая судьба простого русского народа. И под аккомпанемент этого гимна печали в зале появился почтальон — местный добродел, бескорыстный советчик и бесхитростный философ — депеши всем раздает, а впридачу — кучу добрых советов. А народу-то в зале полным-полно, и почтальон Макар сквозь этот народ с трудом лезет, продирается. Так что действие разворачивается прямо в зрительном зале. "А чего трындишь-то?" — ворчит баба-певунья (хорош же деревенский лексикон!). А вот и непутевый мужик Ванька в блистательном исполнении Коршунова появляется и... тут уже разгораются настоящие страсти-мордасти — с женой у него, видите ли, раздоры.
Ах, как хороши деревенские воскресные посиделки, в центре которых опять оказывается неутомимый почтальон Макар — и снова всех уму-разуму учить начинает... "Мне бы в мировом масштабе советы-то давать... Мне охота советы давать, хоть умри..." А бабы все, как по команде, семечки лузгают — у кажой в руке по кульку; да и Макар с кульком — он, правда, пепел сбрасывает в него: одним словом, без кулька в деревне никуда. Вот такая она жизнь, деревенская — со своими философами, артистами и альтруистами. Н.а. России Дмитрий Ячевский и н.а.России Александр Коршунов. Фото А.Хрупова
Цирк (настоящий уже!) в деревне — событие неординарное: сразу настоящих ценителей и поклонников заимел! Товарищ Чередниченко (Павел Гребенников), местный плановик, влюбляется в циркачку сразу и безоговорочно. Еще бы! Ее же сама Евгения Казарина играет! И как играет! Виртуозно! Феерично! В высшей степени профессионально! Одним словом, плановик решился: бутылку (вместе с рюмками!) в карман и ... вперед, на штурм красавицы-гимнастки! Однако сомнения одолевают — а вдруг поспешил?! Вот такая она, правда жизни — смешная и нелепая! Трудно сыграть трагедию. Комедию, без сомнения, еще сложнее изобразить: без хи-хи и ха-ха, одной мимикой и взглядами, одними интонациями и ужимками... Чередниченко получился удивительно правдоподобным и бесконечно смешным народным типажом. А когда все это действо сопровождается еще и искрометным дуэтом музыкантов — один на балалайке наигрывает так, что ноги сами в пляс просятся, а другой на аккордеоне наяривает так, что язык сам куплеты начинает выдавать, то тут уж и совершенно отчетливо понимаешь: Шукшин удался! Но это еще не все... Следом появляется Марфа (Людмила Корюшкина) — "хоть и крупная, да бестолковенькая", как называет ее муж-шорник — страстный любитель игры на балалайке. Марфа — явление исключительно колоритное; яркая, громкая, живая и убедительная, со своими неоспоримыми достоинствами и недостатками. Какая фактура! Какая энергия! Как поет! Как танцует! И... как любит!!! И все это на фоне свежевыстиранных простыней, так рельефно оттеняющих чистоту и наивность исконно народной сути. З.а. России Людмила Корюшкина и Сергей Вольхин.
И СМЕХ, И СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ...
И то, как следующая героиня по имени Людмила (Татьяна Филатова) подражает Любови Орловой, также полно прелестного наива, удивительной чистоты и легкости. "От Ивана Петина ушла жена..." — такова тема следующей сценки. Разыгрывалось все это незатейливое действо на фоне общеизвестной песенки "…что вся эта весна ни к чему, что песня не нужна никому...", которую актриса исполняла предельно самозабвенно и откровенно заразително. З.а. России Татьяна Филатова и н.а. России Александр Коршунов
Иван Петин в исполнении Коршунова оказался глуповатым и грубоватым, что и сделало его бесконечно правдоподобным. Смотреть на него было сплошным удовольствием. Его грубые кирзовые сапоги, пиджак советско-колхозного образца, вызывающе взлохмаченная шевелюра... — все, все соответствовало его одномерному, плоскостному восприятию всего сущего, чего никак не может принять его наивная, романтически настроенная супружница, похожая чем-то, как необдуманно сказал ей кто-то однажды, на великую Любовь Орлову. Коршунов смог так точно изобразить маленького человека, обиженного судьбой и не понимающего и не знающего, куда податься и где искать помощи в самую трудную минуту жизни, что невольно сжималось сердце.
Завершил шукшинский спектакль рассказ о «дорожной» любви. Подвозил как-то Эллочку, учетчицу тракторной бригады, Степан и влюбился окончательно и бесповоротно. Предмет страсти Степана в исполнении опять-таки прелестной Евгении Казариной действительно получился восхитительным — Женя играет всегда неизменно самобытно и искренне и это трогает зрителя до глубины сердца. Как и в "Цирке", Казарина здесь выступает в паре с Павлом Гребенниковым; но это уже другой ракурс, иное восприятие происходящего действа. Она пленяет своей нежностью и чистотой — и это прекрасно! Сватовство искрит юмором и изобилует частушками — и потому сценка получилась заразительно веселой и бесконечно забавной. Павел Степанов и Евгения Казарина
Режиссер удивительно органично сложил из пяти отдельных рассказов единый спектакль, словно из цветных кубиков большой красивый дом. Действие каждого рассказа совершенно естественно перетекало в следующий, не требуя при этом от зрителя ни малейшего напряжения. И потому после просмотра ощущение было такое, что ты смотрел одно цельное произведение о незамысловатой деревенской жизни. Недаром, действие всех этих рассказов происходило на фоне одной картины — свежевыстиранного белья, развешенного натруженными руками домовитой хозяйки на бельевой веревке, протянутой вдоль сцены (вот вам и преимущество «банальной» коробки!»).
И завершили спектакль те же "Утки, которые летят..." в исполнении уже всех участвующих в спектакле актеров — и это выглядело еще более трогательно. Н.а.России Александр Коршунов, Павел Степанов и Сергей Вольхин
И ТАКОЙ ВОТ НЕОЖИДАННЫЙ ДЕСЕРТ!
Но и это было еще не все. Когда на сцене появился Денис Береснев с гитарой, который открывал этот вечер, всем стало ясно, что будет еще и… десерт. И этот десерт оказался исключительно изысканным — Денис как-то очень доверительно, проникновенно-чувственно и красиво исполнил свою новую песню "Случайное..." — она стала достойным завершением этого удивительного вечера, оказавшегося действительно "случайно солнечным, случайно счастливым..." в самой середине ноября...
РУСЕЦКАЯ ОЛЬГА,
МОСКВА
Член Союза писателей России, член Международного Союза журналистов, театральный критик.
Автор: Ольга Русецкая