Театр начинается с сада
«Сферу» вы найдёте в московском «Эрмитаже». Это даже удобно: можно побродить по саду в ожидании спектакля или задержаться там после него, чтобы осмыслить увиденное на сцене. При входе в театр гостей поджидает сюрприз: пролог постановки разворачивается уже в фойе, где актеры стоят среди посетителей и рассказывают ненавязчивые шутки. Но самое интересное, естественно, происходит во время спектакля.
Почему «Сфера»?
Зрительный зал здесь устроен необычно. Основательница театра Екатерина Еланская призналась, что всегда ощущала: помещения, созданные по принципу «коробок» или «кубов», где линейные ряды горизонтально спускаются к сцене с занавесом, ставят лишние барьеры между зрителями и актерами. Режиссер придумала, как исправить положение. Ее вдохновляли идеи Мейерхольда (единство зрительской аудитории и арены в зале Чайковского) и архитектура современных парижских храмов. В них секторы со скамьями расходятся от центрального алтаря. Соединив эту концепцию с классическим амфитеатром, создатели получили кругообразное пространство, затягивающее зрителей в вихрь действа.
Во время представления происходит живое непосредственное общение актера и зрителя, вернее, участвующего. Слово «зритель» в «Сфере» не любят, поскольку наблюдатели становятся неотъемлемой частью произведения наравне с артистами, между ними нет препятствий. По мнению режиссера, чем ближе один к другому, тем контакт сильнее и эффективнее. Отлично видимые с любого места (за счет компактности зала), актеры постоянно перемещаются и взаимодействуют с аудиторией. Благодаря особенностям расположения все участвующие видят первую реакцию друг друга на происходящее. Таким образом, энергетический обмен возникает напрямую, молниеносно.
«Гнездо перелетных птиц»
Один из спектаклей, которые можно увидеть в «Сфере», — «Гнездо перелетных птиц» по текстам Аркадия Аверченко. Постановка переносит всех участвующих в Константинополь, отнюдь не дружелюбно настроенный к эмигрантам, представителям творческой интеллигенции из Советской России. Попеременно разыгрываются сценки из четырех одноактных пьес Аверченко: «Четверо», «Муж, каких много», «Сердце молодой девушки» и «Самоубийца».
По словам актрисы Виктории Склянченковой, одной из основных целей спектакля было вдохнуть новую жизнь в творчество некогда именитого, но сейчас малоизвестного автора, открыть его широкой общественности. Для этого нашли неординарное композиционное решение: актеры многократно перевоплощаются. На протяжении представления каждый играет несколько ролей (от кокетливых жен до служанок и официанток), всякий раз обнажая перед участвующими новые «трещинки» души, пороки и победы человеческой натуры.
Символично, что устройство зала напоминает гнездо, окаймленное рядами просторных мягких кресел, словно заботливо выложенными веточками. Еще одна особенность постановки — ее полифоничность: голоса героев звучат на равных, солиста нет. В контексте спектакля гостям удается почувствовать себя посетителями кабаре.
Звучит живая музыка: скрипка, фортепиано и песни Александра Вертинского, навевающие меланхолию, как, например, Танго Магнолия в исполнении одного из актеров.
Иммерсивный театр?
Хотя «Сфера» и ратует за эффект присутствия, она, тем не менее, не дублирует иммерсивный театр, то есть театр полного вовлечения зрителя. Здесь наблюдатели не принимают активного участия в действии, актеры не подходят к ним, не трогают их, не поддерживают длительный зрительный контакт. Вам также не придется и самостоятельно бродить по предлагаемым локациям, выбирая маршрут и влияя на происходящее, как это часто бывает в театрах-променадах. Здесь все же артисты ведут за собой наблюдателя по тропинкам сюжета; покидать место, чтобы за ними следовать, не нужно, достаточно лишь созерцать.
Рабочий коллектив
В «Сфере» даже актеры вовлечены в составление репертуара и поиск материала для постановок. Так, актриса Виктория Склянченкова рассказывает, что с большим наслаждением вчитывалась в Аверченко и зажглась энтузиазмом, осознав, насколько это благодатная почва для спектакля. Авторы репертуара обращаются строго к качественной, проверенной временем литературе, а режиссер берется за работу, только если текст стал его «личной драмой», привел к новым чувствам и мыслям.
«Сфера» пахнет уютом. Атмосфера здесь объединяет доброжелательную насмешку и печально-задумчивое выражение. Воздух пронизывают обаяние, харизма, светлая энергетика актеров, увлеченность своим делом. А совместный труд артистов и зрителей рождает драматургию, в развитии которой духовно ценно, крайне любопытно и эстетически приятно участвовать. «Сфера» — не просто театр. Это обитель, объединяющая под своим сводом людей, любящих творить, наблюдать и общаться без границ. Место, куда хочется возвращаться.
Автор материала: Сергей Григорьев
Материал подготовила Татьяна Агабабова
Обложка: Мария Бабий