Из-за сложности исторического материала театр привлек к работе профильных специалистов: москвоведа, консультанта по нэпу и сотрудников музея-квартиры Алексея Толстого. Это спектакль о трагической истории девушки, которая прошла сквозь разбой и окопы Гражданской войны и оказалась «живуча, как гадюка». Судьбу своей Ольги Зотовой (ее прототипом была знакомая писателя Татьяна Сикорская) Толстой описал в 1928 году. Она родилась в богатой семье старообрядцев, но воевала на стороне красных, совершила преступление, убила человека – только уже не на войне, а в мирной жизни.
Любопытно, что в последнее время «Сфера» обращается к литературе 1920-х годов не в первый раз. Вспомнить хотя бы «Афродиту» 2014 года. Этот спектакль по рассказам Андрея Платонова поставила молодой режиссер Юлия Беляева, которая теперь уже не приглашенный, а штатный постановщик в «Сфере». В 2014 году Александр Коршунов стал руководителем театра, который был создан в 1981 году Екатериной Еланской. Новый худрук обратился к коллегам – в ведущие режиссерские мастерские, чтоб пригласить в театр талантливую молодежь. Первой в «Сфере» появилась выпускница мастерской Леонида Хейфеца. После успешного спектакля по Платонову она выпустила также «Раскас» по Шукшину, «Чудаки и зануды» Ульфа Старка и «Фиесту» по Хемингуэю.
Затем на Малой сцене театр выпустил постановку «Безотцовщина» по Чехову в интерпретации Владимира Смирнова – ученика Сергея Женовача. Теперь очередь дошла и до именитых «кудряшей»: Виктория Печерникова, работавшая над «Гадюкой», закончила обучение в мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСе в 2014 году. Она стала первой обладательницей стипендии Эфроса, учрежденной театром Et Cetera, и получила право поставить свой спектакль в Эфросовском зале калягинского театра. В прошлом году там вышел ее спектакль «Все о женщинах».
Александр Коршунов убежден, что все, кто приходят в его театр, - это свои люди, «сферические»: по работе с актерами, по видению материала и подходу. Молодых режиссеров «Сферы» объединяют не только художественные взгляды, единая альма-матер, но и общая театральная биография. Обе они начинали свою режиссерскую карьеру в Калуге. В 2013 году Юлия Беляева поставила в Калужском драматическом театре пьесу Христо Бойчева «Оркестр Титаник». А дорогу русской новой драме в том же областном драмтеатре дал как раз спектакль Виктории Печерниковой, которая освоила камерное пространство Малой сцены с драмой Василия Сигарева «Гупешка».
Автор: Елизавета Авдошина
Сайт журнала "Театрал"