01 мая 2014
Журнал "Театральный дневник" о спектакле "Афродита"
Помните, у Ахматовой есть стихотворение:
Один идёт прямым путем,
Другой идёт по кругу
И ждёт возврата в отчий дом,
Ждёт прежнюю подругу.
А я иду (за мной беда)
Не прямо и не косо.
А в никуда и в никогда,
Как поезда с откоса.
Не правда ли, прекрасные строчки?!Так вот они являются буквальной поэтической иллюстрацией к "Афродите", только что представленной на сцене "Сферы" в постановке Юлии Беляевой. Спектакль этот можно было поставить только на сферической сцене, ибо всё, что там происходит существует исключительно "по кругу". Круговая замкнутость и любовь к электричеству это, условно говоря, именно то, что объединяет два рассказа Платонова "Фро" (1937 год) и "Афродита" (1944 год). А "поезда с откоса" - здесь главная составляющая. Кстати, свой поэтический шедевр Ахматова написала в это же время (1940 год).
Представить себе отвлечённо такую работу на сцене неимоверно сложно. И потому, когда я увидела этот спектакль, то была поражена высоким профессионализмом всего театрального коллектива, начиная с молодого режиссёра Юлии Беляевой, поставившей его (она же написала сценарий), уникального хореографа-постановщика Маргариты Журавской и художницы Александры Ефимовой, отменных актёров (Денис Береснев, Ольги Аксеновой, Евгении Казариной, Павла Гребенникова, Вадима Борисова) и заканчивая исключительной музыкальной канвой (музыку написал специально для этой постановки Николай Бабич - вот уж сегодня это редкий случай!).
Всем нам прекрасно известно, как сложна проза Платонова - о знакомых нам всем вещах написал не просто писатель Платонов, а некое неземное существо, созерцая все сущее откуда-то свыше. И потому так сложно читать его произведения, а ставить на сцене и подавно.
А ставить необходимо, ибо проза Платонова не просто актуальна.
Она исключительно актуальна!
Она не просто учит и просвещает.
Она — выстраивает нас!
В постановке есть моменты, когда я смотрела на героев с замиранием сердца, опасаясь срыва в пропасть: как часто, да что там часто, сегодня сплошь и рядом видишь, как многие режиссёры в угоду самым низменным вкусам опускаются до пошлости, до непозволительно-дурного, что абсолютно несовместимо с понятием "искусство".
И как же было приятно видеть и осознавать, что это совсем другой случай - Юлия Беляева совершенно виртуозно, со знанием дела и с чувством соразмерности и собственного достоинства, создала поистине театральный шедевр: аромат эпохи, проникнутый иллюзией всеобщего блага, красота человеческих отношений, непростые проблемы общества, оказавшегося на перепутье… - всё это я с удовольствием лицезрела буквально в этот прекрасный вечер.
Конечно, Чехова ставить проще: там леса, сады, чайки… Да нет, я очень люблю Чехова, но он привычен, узнаваем, более понятен. У Платонова всё куда более тяжеловеснее - здесь индустриализация, выразить которую на сцене, ох как непросто, да и непривычно.
Полистайте репертуары: мало таких отважных режиссёров отыщется. Слишком затратное это дело - создавать что-то свое собственное, не прибегая к эпатажу, не травмируя психику ненормативной лексикой, не превращаясь в эпигона хотя бы отчасти…
Беляева оказалась умницей - она не только хорошо понимает и чувствует Платонова, но и сумела правильно расставить акценты в отобранном материале. И всё получилось исключительно тонко, мудро, интеллигентно.
И это прекрасно, что в "Сфере" сегодня, как и прежде, все по высшему разряду. И если бы эту работу увидела сегодня Еланская, она бы, я уверена, удовлетворенно улыбнулась - её дело в надежных руках. Это, позволю вам сказать, то немногое, что вырвалось буквально сразу после просмотра. Однако хочется более детально, более глубоко проанализировать эту на редкость качественную работу, и прежде всего потому, что в ней множество удивительных находок, что я и собираюсь сделать в ближайшее время. В заключение хочу от всего сердца поблагодарить Александра Викторовича Коршунова за то, что он не только создает прекрасные вещи в качестве талантливого режиссёра и блистательного актера, но и верно угадывает молодые таланты.
Автор: Ольга Русецкая
PDF