19 июня 2023
На основной сцене Московского драматического театра «Сфера» состоялась премьера спектакля «Ревизор» по пьесе Николая Васильевича Гоголя в постановке режиссера Сергея Виноградова. Нам тоже посчастливилось побывать на одном из первых показов, и впечатления остались самые яркие.
Всем нам хорошо знакома эта комедия гениального русского писателя по школьной программе. Помню, как мы с классом ходили на «Ревизора» в один из московских театров, и с тех пор мне запомнилась фраза: «К нам едет ревизор!». Ведь именно с нее начинается настоящий переполох в маленьком городке, который Гоголь описал во всех деталях и характерах. Сейчас уже смутно припоминаю детали той постановки, которую смотрела в школьные годы. В памяти остались лишь старинные костюмы и классический формат спектакля, который в том возрасте мне показался несколько скучным и затянутым. Но постановку в «Сфере» я прочувствовала совершенно иначе…
Динамика – вот, что делает сценическую версию Сергея Виноградова легкой и запоминающейся. Через нее ты понимаешь и вникаешь в проблематику, которая не теряет своей актуальности и в наше время, и при этом успеваешь следить за всеми поворотами сюжета, образами и событиями. Эмоциональная хореография добавляет еще больше колорита разворачивающемуся на сцене зрелищу. И даже самые казусные моменты кажутся органичными и вызывают мощную реакцию зала. Создать спектакль в таком ритме и не упустить ни одну важную деталь – это настоящее мастерство, на мой взгляд.
Сергею Виноградову удалось прекрасно передать образ каждого персонажа, а актерам раскрыть их характеры. В героях комедии ты видишь не просто «каких-то» людей, а ожившие пороки, которые высмеивает и вытаскивает наружу сам Гоголь. Здесь все – и ложь, и жадность, и корысть, и жажда наживы. Как и во времена писателя, все эти черты порой преобладают в некоторых людях и сейчас. Человек не может остановиться в погоне за мнимыми благами и счастьем, которые ему принесут большие деньги, но в итоге все равно наступает горький час расплаты. То есть почти за два столетия ничего не поменялось в душах людей?!
Эти и многие другие вопросы морали поднимает в «Ревизоре» Николай Васильевич Гоголь и Сергей Виноградов в своей сценической версии комедии. И, конечно, отдельных слов благодарности заслуживают актеры, которые не играли, а существовали в своих ролях и проживали судьбы героев. Многих артистов мы уже хорошо знаем по другим спектаклям театра «Сфера», и каждый раз приятно наблюдать за их профессиональным перевоплощением. Не могу не отметить классный танцевальный перфоманс городничего и Хлестакова на поклонах, который тоже вызвал у нас самые позитивные эмоции и улыбки.
После спектакля нам удалось пообщаться с исполнителем одной из главных ролей — Антоном Алиповым, который сыграл Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского, городничего.
— Расскажите немного о своем герое, как Вы создавали его?
— Образ создал Николай Васильевич Гоголь. Кстати, у меня есть мысль, что на поклоны любого спектакля нужно выносить портрет автора произведения и отдельно аплодировать ему. Гоголя трудно сыграть плохо, главное – выучить текст с правильными знаками препинания, как написал Николай Васильевич. Режиссер спектакля создал определенную картину постановки, а я с ним обычно не спорю, если не возникает принципиальных разногласий. И здесь их как раз не было. Ну и, конечно, я вкладываю в образ персонажа свои эмоции, органику, психофизику, которые с возрастом и опытом уже выработались, устоялись во мне, и они тоже по-своему влияют на зрителя.
— Используете ли Вы какие-то приемы в своей актерской деятельности, чтобы придать классическому произведению некую новизну, свежесть и актуальность времени?
— Мне повезло ранее работать с режиссером Владимиром Данаем — он ставил у нас в театре «Безотцовщину» и «Академию смеха». Я играл во втором спектакле вместе с Митей Бероевым, где мы почти полтора часа шпарили скороговоркой тексты своих ролей. И я благодарен Володе за то, что он повысил наши актерские навыки. Зачастую артисты стараются все разыграть вплоть до каждого слова, а он призывал нас играть по делу. Поэтому, если говорить о навыках, то в «Ревизоре» я стараюсь придать динамичности действию — не акцентировать внимание на мелочах, а двигаться быстрее вперед. Потому что ситуация у городничего экстремальная, да и жизнь у людей сейчас идет гораздо стремительнее.
— Казалось бы, жанр комедии у зрителей ассоциируется со смехом, юмором и развлечением. Но так ли легко ее играть на сцене?
— Есть такой театральный закон – комедию надо играть серьезно. Даже серьезнее, чем другие жанры. Иначе это будут поддавки, и в итоге не будет смешно. А смешно должно быть зрителю, а не актеру.
Еще один актер, который покорил нас талантливой игрой, чудачеством и эксцентричностью своего героя — Даниил Толстых, исполнитель роли Ивана Александровича Хлестакова, чиновника из Петербурга. Ему мы тоже задали несколько вопросов.
— Ваша роль — какая она? Каким Вы строили этого героя?
— Роль я до сих пор еще создаю и работаю над ней, потому что она крайне сложная — об этом писал сам Гоголь. Понять, что это за человеческая фантасмагория – трудно. Хлестаков — это уникальный в своем роде персонаж, которого сложно нащупать. В жизни мы знаем примеры хлестаковщины, но сам он человек непосредственный, наивный в своих человеческих проявлениях и существует только здесь и сейчас. Хоть он и сознательный, работает на своей мизерной должности, но у него абсолютно детские реакции, как у ребенка, внимание которого быстро переключается с одного на другое. Хлестаков всем сердцем верит, что попал в райский город, где живут столь добрые люди. Но в финале пьесы можно сделать вывод, что человек он не самый счастливый, и его становится даже немного жалко в какой-то степени. Да, он глуповат, он мелкий, без царя в голове, но он искренне нуждается в любви и нежности. Ему не надо всех этих денег, которые он просит в долг, и он действительно думает, что все их вернет. Правда, забывает об этом, как только выходит из дома, потому что отвлекается на что-то другое. В Питере он никто — коллежский регистратор, занимает самую мелкую должность и ничего из себя не представляет. И вдруг ему открывается целый мир! Гоголь писал, что в этом есть даже определенный трагизм этой Фемиды. Поэтому сплести все это в образе Хлестакова, примерить его на себя, очень сложно. Мы привыкли выстраивать поведение человека линейно, последовательно, по какой-то логике, а здесь этого нет.
— «Ревизор» — классика отечественной литературы. А как лично Вы воспринимаете эту пьесу?
— Замечательно! Гоголь так попал в эту больную точку нашей Отчизны, так ее ухватил! Да, идею пьесы подсказал ему Пушкин, но как Николай Васильевич ее выкрутил! История списана с реального случая, когда приехал какой-то чиновник, которого все стали принимать за другого, и он сознательно этим пользовался. А здесь Хлестаков не понимает почти до самого финала, почему к нему так относятся. Он думает, что это из-за того, что здесь такие хорошие люди. Понять и передать природу этого всеобъемлющего страха перед сильными мира сего, талантливо, остро, злободневно высмеять пороки каждого героя – в этом, конечно, гигантский гениальнейший талант Гоголя. Я думаю, что «Ревизор» не будет скучен никогда, как ты его не поставь. Гоголь звучит! И абсолютно на злобу дня!
— Есть ли у Вас любимое произведение или герой, которого Вы бы хотели сыграть на театральной сцене?
— Есть! И это Сирано де Бержерак. Я считаю, что это лучшая роль в мировом мужском репертуаре. Еще в институте мой педагог хотел, чтобы я сыграл этого персонажа. И он так меня этим «заразил», что теперь эта мысль сидит во мне, и я ничего не могу с собой поделать. Будем надеяться, что все еще впереди!
Ну и, конечно, мы не могли не пообщаться с режиссером Сергеем Виноградовым о его работе над постановкой «Ревизора».
— Почему Ваш выбор пал именно на это произведение?
— Я очень любил эту пьесу и давно мечтал ее поставить. Еще в детстве в театральном кружке я сам играл городничего. «Ревизор» — это вечный материал, как «Гамлет». Думаю, что почти каждый режиссер мечтает его поставить, потому что это неисчезающая в России тема. Когда я смотрел разные сценические версии этой пьесы, меня в них не все устраивало. Поэтому я захотел сделать свою, которая, как мне кажется, более точно передает то, что хотел сказать автор.
— То есть можно провести параллели между тем временем, когда написана пьеса, и современной Россией?
— Абсолютно! Один в один, ничего не изменилось. Мышление нищего, бедного человека было и осталось таким, чтобы что-то украсть, стянуть. Ну сколько тебе нужно денег, чтобы прожить счастливую жизнь?! Твой объем счастья от этого не изменится.
— Какую философию Вы хотели донести до зрителя в своей сценической версии этой пьесы?
— Ложь – это удивительная вещь. Она наворачивается, как снежный ком. До какой степени надо было дойти в воровстве, во лжи, чтобы настолько испугаться расплаты и какую-то финтифлюшку принять за важного человека?! Этот поступок городничего вскрыл и показал его самого, кто он такой на самом деле.
— Каким должен быть спектакль по классическому произведению, чтобы заинтересовать молодого зрителя?
— Я думаю, что для любой публики важнее всего узнаваемость. С моей точки зрения, искусство интересно тогда, когда ты узнаешь в нем живых людей. В этой угадываемости заключается парадокс, когда в театре мы узнаем в персонаже реального человека, а в сюжете — настоящую историю. Это сильно влияет на любого зрителя. Для молодой аудитории в этом спектакле мы попытались соответствовать немного изменившемуся за последнее время темпо-ритму. Как в 19 веке ни Островского, ни Гоголя ставить сегодня нельзя. Время сжалось — мы быстрее реагируем, а зритель быстрее все понимает.
— Мы как раз общались с актерами Антоном Алиповым и Даниилом Толстых — они тоже говорили про динамику, которую вы старались передать.
— Да, обязательно. Потому что иначе зритель уже не воспринимает истории.
— С какими особенностями, трудностями или отличиями можно столкнуться во время постановки комедии относительно других жанров?
— Комедия – это всегда какая-то парадоксальность. Здесь важно не переталантить и не перетяжелить. Суть комедии простая – это несоответствие. А вот найти его, определенную легкость и комедийность достаточно сложно. И тут в первую очередь важны сам материал и актеры, которые должны чувствовать этот юмор. Иначе можно что угодно ставить, придумывать, но ничего толкового не получится.
«Ревизор» в театре «Сфера» — это прекрасный спектакль, над которым можно от души посмеяться, прочувствовав всю абсурдность происходящего. В нем хорошо подчеркнуты сюжетные и смысловые детали, которые имеют большое значение в контексте общего действия. Эта постановка будет актуальна для всех возрастов благодаря своей динамике, юмору, проблематике и живости, которые режиссер и актеры смогли мастерски воссоздать на сцене. Браво!
текст: Анна Киселева, фото: Маруся Гальцова, Полина Королева
http://nasha-molodezh.ru/creation/revizor-komediya-na-vse-vremena.html
Всем нам хорошо знакома эта комедия гениального русского писателя по школьной программе. Помню, как мы с классом ходили на «Ревизора» в один из московских театров, и с тех пор мне запомнилась фраза: «К нам едет ревизор!». Ведь именно с нее начинается настоящий переполох в маленьком городке, который Гоголь описал во всех деталях и характерах. Сейчас уже смутно припоминаю детали той постановки, которую смотрела в школьные годы. В памяти остались лишь старинные костюмы и классический формат спектакля, который в том возрасте мне показался несколько скучным и затянутым. Но постановку в «Сфере» я прочувствовала совершенно иначе…
Динамика – вот, что делает сценическую версию Сергея Виноградова легкой и запоминающейся. Через нее ты понимаешь и вникаешь в проблематику, которая не теряет своей актуальности и в наше время, и при этом успеваешь следить за всеми поворотами сюжета, образами и событиями. Эмоциональная хореография добавляет еще больше колорита разворачивающемуся на сцене зрелищу. И даже самые казусные моменты кажутся органичными и вызывают мощную реакцию зала. Создать спектакль в таком ритме и не упустить ни одну важную деталь – это настоящее мастерство, на мой взгляд.
Сергею Виноградову удалось прекрасно передать образ каждого персонажа, а актерам раскрыть их характеры. В героях комедии ты видишь не просто «каких-то» людей, а ожившие пороки, которые высмеивает и вытаскивает наружу сам Гоголь. Здесь все – и ложь, и жадность, и корысть, и жажда наживы. Как и во времена писателя, все эти черты порой преобладают в некоторых людях и сейчас. Человек не может остановиться в погоне за мнимыми благами и счастьем, которые ему принесут большие деньги, но в итоге все равно наступает горький час расплаты. То есть почти за два столетия ничего не поменялось в душах людей?!
Эти и многие другие вопросы морали поднимает в «Ревизоре» Николай Васильевич Гоголь и Сергей Виноградов в своей сценической версии комедии. И, конечно, отдельных слов благодарности заслуживают актеры, которые не играли, а существовали в своих ролях и проживали судьбы героев. Многих артистов мы уже хорошо знаем по другим спектаклям театра «Сфера», и каждый раз приятно наблюдать за их профессиональным перевоплощением. Не могу не отметить классный танцевальный перфоманс городничего и Хлестакова на поклонах, который тоже вызвал у нас самые позитивные эмоции и улыбки.
После спектакля нам удалось пообщаться с исполнителем одной из главных ролей — Антоном Алиповым, который сыграл Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского, городничего.
— Расскажите немного о своем герое, как Вы создавали его?
— Образ создал Николай Васильевич Гоголь. Кстати, у меня есть мысль, что на поклоны любого спектакля нужно выносить портрет автора произведения и отдельно аплодировать ему. Гоголя трудно сыграть плохо, главное – выучить текст с правильными знаками препинания, как написал Николай Васильевич. Режиссер спектакля создал определенную картину постановки, а я с ним обычно не спорю, если не возникает принципиальных разногласий. И здесь их как раз не было. Ну и, конечно, я вкладываю в образ персонажа свои эмоции, органику, психофизику, которые с возрастом и опытом уже выработались, устоялись во мне, и они тоже по-своему влияют на зрителя.
— Используете ли Вы какие-то приемы в своей актерской деятельности, чтобы придать классическому произведению некую новизну, свежесть и актуальность времени?
— Мне повезло ранее работать с режиссером Владимиром Данаем — он ставил у нас в театре «Безотцовщину» и «Академию смеха». Я играл во втором спектакле вместе с Митей Бероевым, где мы почти полтора часа шпарили скороговоркой тексты своих ролей. И я благодарен Володе за то, что он повысил наши актерские навыки. Зачастую артисты стараются все разыграть вплоть до каждого слова, а он призывал нас играть по делу. Поэтому, если говорить о навыках, то в «Ревизоре» я стараюсь придать динамичности действию — не акцентировать внимание на мелочах, а двигаться быстрее вперед. Потому что ситуация у городничего экстремальная, да и жизнь у людей сейчас идет гораздо стремительнее.
— Казалось бы, жанр комедии у зрителей ассоциируется со смехом, юмором и развлечением. Но так ли легко ее играть на сцене?
— Есть такой театральный закон – комедию надо играть серьезно. Даже серьезнее, чем другие жанры. Иначе это будут поддавки, и в итоге не будет смешно. А смешно должно быть зрителю, а не актеру.
Еще один актер, который покорил нас талантливой игрой, чудачеством и эксцентричностью своего героя — Даниил Толстых, исполнитель роли Ивана Александровича Хлестакова, чиновника из Петербурга. Ему мы тоже задали несколько вопросов.
— Ваша роль — какая она? Каким Вы строили этого героя?
— Роль я до сих пор еще создаю и работаю над ней, потому что она крайне сложная — об этом писал сам Гоголь. Понять, что это за человеческая фантасмагория – трудно. Хлестаков — это уникальный в своем роде персонаж, которого сложно нащупать. В жизни мы знаем примеры хлестаковщины, но сам он человек непосредственный, наивный в своих человеческих проявлениях и существует только здесь и сейчас. Хоть он и сознательный, работает на своей мизерной должности, но у него абсолютно детские реакции, как у ребенка, внимание которого быстро переключается с одного на другое. Хлестаков всем сердцем верит, что попал в райский город, где живут столь добрые люди. Но в финале пьесы можно сделать вывод, что человек он не самый счастливый, и его становится даже немного жалко в какой-то степени. Да, он глуповат, он мелкий, без царя в голове, но он искренне нуждается в любви и нежности. Ему не надо всех этих денег, которые он просит в долг, и он действительно думает, что все их вернет. Правда, забывает об этом, как только выходит из дома, потому что отвлекается на что-то другое. В Питере он никто — коллежский регистратор, занимает самую мелкую должность и ничего из себя не представляет. И вдруг ему открывается целый мир! Гоголь писал, что в этом есть даже определенный трагизм этой Фемиды. Поэтому сплести все это в образе Хлестакова, примерить его на себя, очень сложно. Мы привыкли выстраивать поведение человека линейно, последовательно, по какой-то логике, а здесь этого нет.
— «Ревизор» — классика отечественной литературы. А как лично Вы воспринимаете эту пьесу?
— Замечательно! Гоголь так попал в эту больную точку нашей Отчизны, так ее ухватил! Да, идею пьесы подсказал ему Пушкин, но как Николай Васильевич ее выкрутил! История списана с реального случая, когда приехал какой-то чиновник, которого все стали принимать за другого, и он сознательно этим пользовался. А здесь Хлестаков не понимает почти до самого финала, почему к нему так относятся. Он думает, что это из-за того, что здесь такие хорошие люди. Понять и передать природу этого всеобъемлющего страха перед сильными мира сего, талантливо, остро, злободневно высмеять пороки каждого героя – в этом, конечно, гигантский гениальнейший талант Гоголя. Я думаю, что «Ревизор» не будет скучен никогда, как ты его не поставь. Гоголь звучит! И абсолютно на злобу дня!
— Есть ли у Вас любимое произведение или герой, которого Вы бы хотели сыграть на театральной сцене?
— Есть! И это Сирано де Бержерак. Я считаю, что это лучшая роль в мировом мужском репертуаре. Еще в институте мой педагог хотел, чтобы я сыграл этого персонажа. И он так меня этим «заразил», что теперь эта мысль сидит во мне, и я ничего не могу с собой поделать. Будем надеяться, что все еще впереди!
Ну и, конечно, мы не могли не пообщаться с режиссером Сергеем Виноградовым о его работе над постановкой «Ревизора».
— Почему Ваш выбор пал именно на это произведение?
— Я очень любил эту пьесу и давно мечтал ее поставить. Еще в детстве в театральном кружке я сам играл городничего. «Ревизор» — это вечный материал, как «Гамлет». Думаю, что почти каждый режиссер мечтает его поставить, потому что это неисчезающая в России тема. Когда я смотрел разные сценические версии этой пьесы, меня в них не все устраивало. Поэтому я захотел сделать свою, которая, как мне кажется, более точно передает то, что хотел сказать автор.
— То есть можно провести параллели между тем временем, когда написана пьеса, и современной Россией?
— Абсолютно! Один в один, ничего не изменилось. Мышление нищего, бедного человека было и осталось таким, чтобы что-то украсть, стянуть. Ну сколько тебе нужно денег, чтобы прожить счастливую жизнь?! Твой объем счастья от этого не изменится.
— Какую философию Вы хотели донести до зрителя в своей сценической версии этой пьесы?
— Ложь – это удивительная вещь. Она наворачивается, как снежный ком. До какой степени надо было дойти в воровстве, во лжи, чтобы настолько испугаться расплаты и какую-то финтифлюшку принять за важного человека?! Этот поступок городничего вскрыл и показал его самого, кто он такой на самом деле.
— Каким должен быть спектакль по классическому произведению, чтобы заинтересовать молодого зрителя?
— Я думаю, что для любой публики важнее всего узнаваемость. С моей точки зрения, искусство интересно тогда, когда ты узнаешь в нем живых людей. В этой угадываемости заключается парадокс, когда в театре мы узнаем в персонаже реального человека, а в сюжете — настоящую историю. Это сильно влияет на любого зрителя. Для молодой аудитории в этом спектакле мы попытались соответствовать немного изменившемуся за последнее время темпо-ритму. Как в 19 веке ни Островского, ни Гоголя ставить сегодня нельзя. Время сжалось — мы быстрее реагируем, а зритель быстрее все понимает.
— Мы как раз общались с актерами Антоном Алиповым и Даниилом Толстых — они тоже говорили про динамику, которую вы старались передать.
— Да, обязательно. Потому что иначе зритель уже не воспринимает истории.
— С какими особенностями, трудностями или отличиями можно столкнуться во время постановки комедии относительно других жанров?
— Комедия – это всегда какая-то парадоксальность. Здесь важно не переталантить и не перетяжелить. Суть комедии простая – это несоответствие. А вот найти его, определенную легкость и комедийность достаточно сложно. И тут в первую очередь важны сам материал и актеры, которые должны чувствовать этот юмор. Иначе можно что угодно ставить, придумывать, но ничего толкового не получится.
«Ревизор» в театре «Сфера» — это прекрасный спектакль, над которым можно от души посмеяться, прочувствовав всю абсурдность происходящего. В нем хорошо подчеркнуты сюжетные и смысловые детали, которые имеют большое значение в контексте общего действия. Эта постановка будет актуальна для всех возрастов благодаря своей динамике, юмору, проблематике и живости, которые режиссер и актеры смогли мастерски воссоздать на сцене. Браво!
текст: Анна Киселева, фото: Маруся Гальцова, Полина Королева
http://nasha-molodezh.ru/creation/revizor-komediya-na-vse-vremena.html