13 сентября исполнилось 90 лет со Дня рождения Екатерины Ильиничны Еланской, талантливой актрисы, выдающегося режиссёра, основателя Московского драматического театра «Сфера». В этот день на Основной сцене театра в 19-00 прошёл спектакль-посвящение «Живой театр Екатерины Еланской», созданный специально для этой даты. В спектакле приняла участие практически вся труппа «Сферы», режиссёр постановки – народный артист России Александр Коршунов.
«Замечательная профессиональная одаренность соединялась в ней с благородством характера, и жила редкостная чуткость к непрерывно меняющейся ситуации в искусстве и обществе»
Лев Аннинский, российский литературный критик, писатель, публицист, литературовед.
«Счастье сотрудничества с ней испытали не только актеры, художники, музыканты, все театральные люди, непосредственно участвующие в проведении спектакля. И зрители – тоже. Еланская воспринимала их, как своих партнеров. Она желала с ними вместе творить, радовалась их успехам не меньше, чем успехам актерским»
Владимир Солдатов, заслуженный художник России, главный художник театра «Сфера»
«В жизни каждого человека есть люди, которые открыли ему что-то главное. Так вот, самые главные открытия: духовные – о сути жизни, и творческие – о смысле и природе театра подарила мне мама, Екатерина Еланская»
Александр Коршунов, народный артист России, главный режиссер театра «Сфера»
(из пресс-релиза к спектаклю)
Мне приходит на память цитата песенная, изложу её линейно: «Всё отболит — и мудрый говорит: каждый костёр когда-то догорит. Ветер золу развеет без следа. Но до тех пор, пока огонь горит, каждый его по-своему хранит, если беда и если холода». А. Макаревич.
Дальше в песне превозносится герой, который «всё спалил за час», а того, кто поступил иначе, автор уважать не предлагает. А ведь нужны и те, и другие. И герой, буквально сердцем согревающий рассыпающиеся угли, вдыхающий жизнь практически в пепел, достоин того, чтобы быть воспетым. Что я и хочу сделать в этой заметке.
Театр «Сфера», хоть и находится в центре столицы, сейчас оказался до определённой степени в тени разнообразных громко звучащих и дерзко заявляющих о себе проектов и коллективов. В те времена, которые мы вспоминаем в дни юбилея Е. И. Еланской, было иначе. Но миновала эпоха, не стало Екатерины Ильиничны, ушли многие звёзды и кумиры прославленного поколения, участники её спектаклей – и можно было ожидать, что «Сфера», что называется, схлопнется за горизонт событий и перейдёт в разряд театральных легенд. Судьба дала иное: театр принял человек не только родной по крови – но и духовно близкий легендарному режиссёру. Александр Коршунов упорно и самоотверженно несёт сквозь «беду и холода» меркантильного века искру, не погасшую с уходом его мамы из видимого мира.
Вечер памяти Еланской, построенный из фрагментов спектаклей её театра, держался, безусловно, на личности нынешнего лидера. Он – лучший Лётчик («Маленький принц»), лучший Драматург («Театральный роман»), лучший чтец и ведущий. С помощью и через действие всей труппы он построил диалог-дуэт с Екатериной Ильиничной, не покидавшей нас вниманием, смотревшей со стен, ставших экранами, по всем четырём сторонам зала: девочка, барышня, женщина – мать, вождь, друг… уверенный голос сына словно пробуждал её к жизни вновь.
Александр Коршунов – пример не только недюжинного актёрского таланта, но и образец (придется простить мне кажущийся пафос) творческого стоицизма в непростых предлагаемых обстоятельствах.
И даже если Пилоту не суждено выйти к колодцу через эту пустыню — немногие могут похвастаться тем, что продолжают, вопреки всему, идти в выбранном направлении.
В понедельник, в продолжение «памятных мероприятий», избранным повезло увидеть документальный фильм «Живой театр» режиссёра Игоря Калядина. Книга Екатерины Еланской об этом театре, под таким же названием, издана и доступна в фойе «Сферы».
Театр жив, пока в нём есть одержимость, радость, пока горит особый свет, без которого другие смыслы темны, пока в нём правит естество – противоположность имитации. Когда прежнее прошло, а новое и вечное родилось — у каждого своё, тогда и нет смерти. Роза, любовь и вода нуждаются в жаждущих – может быть, в нас?
Елена Трефилова для MUSЕCUBE
Фотографии Ирины Ефремовой