03 октября 2025
Напрасно жду подмоги я:
чужая эта колея…
В. Высоцкий
Александр Грибоедов – один из самых «школьных» авторов в нашей стране. С детства вшиты в наш повседневный язык цитаты, контекст которых для нас зачастую утерян, затвержены назубок монологи Фамусова и Чацкого, теряющие, впрочем, с годами в памяти большую часть содержания. Использовать их в бытовой речи и выступая на торжествах стало чем-то вроде общедоступного «бон тона». Между тем огненный поэтический выпад Поэта не в поговорки попасть целил! Александр Коршунов решил вернуть «Горю от ума» полноту и жёсткость звучания в формате «открытой репетиции», то есть с минимумом внешних средств выразительности и акцентом на внутренние переживания и мысли персонажей.
Эпиграфами к первому и второму акту спектакля звучат два стихотворения Иосифа Бродского: «Стихи о принятии мира» и «Песенка о свободе». Таким образом, после антракта ни о каком принятии речь уже не идёт: каждый шаг героя, по сути, разрушает для него мир, в который он по минутной слабости решился вернуться.
Черты «репетиции» в спектакле условны – в начале к публике обратится от лица режиссёрской команды Анатолий Смиранин (он объяснит правила этой “игры»), затем выходит помреж, призывая на площадку занятых артистов, перестановки делаются на наших глазах, а в паузах между своими выходами исполнители ролей не уходят за кулисы, а наблюдают действие вместе с публикой. К публике же время от времени обращаются и сами персонажи (будьте готовы, скажем, стать «живым примером» в оде Фамусова и Скалозуба Москве). Костюмы же вполне аутентичны – пожалуй, во втором акте даже слишком для репетиции, но бал есть бал, хотя мы бы приняли гостей любыми: их характеры выписаны ярче любого туалета.
Действие спектакля, как принято в «Сфере», происходит не только на «арене», но и по всему внутреннему периметру зала. Пусть вас не обманывает условный «балкон» между двумя секторами – артисты будут носиться, появляться и исчезать в самых неожиданных местах, однако настолько в соответствии с образом и сюжетом, что это не затруднит сосуществования «сцены» и «зала».
Автору этих строк достался следующий состав исполнителей главных ролей: Дмитрий Ячевский (предприимчивый отец и необузданный барин Фамусов), Владислава Самохина (юная, но не только по этой причине полностью безответственная дочь его Софья), Иван Мишин (красивый, что твой амур, и настолько же коварный Молчалин), Алексей Суренский (жгучий военный, кудри-эполеты, человек не злой, но совершенный дубина Скалозуб), Ирина Сидорова (потрясающая «старуха» Хлёстова, едва ли не высекавшая клюкой руны судьбы на стенах), Денис Шац (ртутным шариком вкатившийся в залу и осаливший своим навязчивым вниманием каждого встреченного гостя Репетилов), Олег Алексеенко (препротивно двуличный типчик Загорецкий) и, безусловно, многие другие, которых вы увидите и полюбите – или уже любите, если бывали в «Сфере». Горничную Лизаньку в единственном составе играет стремительная и достоверная Алёна Киселёва.
Если вам показалось, что выше кто-то выпущен из списка, то вам не показалось. Александр Андреевич Чацкий – Арсений Мичурин. Сложнее роли не придумать. Совсем молодой артист справился с нею… вулканически. Феномен Чацкого ведь не в его биографии, отчасти приоткрытой в пьесе (детство в доме опекуна, юность в дружбе с Сонечкой, молодость и начало деятельности в столице, а затем, по неудаче, за рубежом, возвращение и неясное будущее). Должен же он кем-то быть, не с неба же он свалился. Впрочем, по его поведению в кругу московского дворянства можно и так подумать. Более лишнего человека в этой среде и придумать нельзя. Не напрасно название пьесы связывает несчастье главного героя с его интеллектом. «Познавший истину скорбен». Чацкий что-то понял про мироздание и человечество. Это сделало его свободным – и одиноким. Попытка втиснуться в обстановку детства, обреченная на провал – это, пожалуй, последняя остановка героя перед… триумфом или катастрофой? На каком поприще, в каком краю, среди каких сподвижников? Грибоедов отправляет его «искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок». Мне кажется, сыгранный Мичуриным, Чацкий имеет шанс на лучшее будущее.
Финал пьесы, как известно, остается за Фамусовым, стенающим о мнении светской «авторитетки» Марьи Алексеевны. Постановщики добавили к этому моменту тонкий штрих, выполненный Алексисом Молчалиным, который, пожалуй, раскрывать заранее не стоит. Одно скажу: вся эта шумная история несомненно выведет Алёшину стезю к блеску, о котором он столько мечтал. А «тихое семейство» ещё вспомнит свой сделанный «от ума», неправильный, выбор.
Елена Трефилова специально для MuseCube
Фото Ирины Ефремовой
https://musecube.org/otchet/otchet-theatre/samyj-lishnij-chelovek-gore-ot-uma-v-teatre-sfera/
чужая эта колея…
В. Высоцкий
Александр Грибоедов – один из самых «школьных» авторов в нашей стране. С детства вшиты в наш повседневный язык цитаты, контекст которых для нас зачастую утерян, затвержены назубок монологи Фамусова и Чацкого, теряющие, впрочем, с годами в памяти большую часть содержания. Использовать их в бытовой речи и выступая на торжествах стало чем-то вроде общедоступного «бон тона». Между тем огненный поэтический выпад Поэта не в поговорки попасть целил! Александр Коршунов решил вернуть «Горю от ума» полноту и жёсткость звучания в формате «открытой репетиции», то есть с минимумом внешних средств выразительности и акцентом на внутренние переживания и мысли персонажей.
Эпиграфами к первому и второму акту спектакля звучат два стихотворения Иосифа Бродского: «Стихи о принятии мира» и «Песенка о свободе». Таким образом, после антракта ни о каком принятии речь уже не идёт: каждый шаг героя, по сути, разрушает для него мир, в который он по минутной слабости решился вернуться.
Черты «репетиции» в спектакле условны – в начале к публике обратится от лица режиссёрской команды Анатолий Смиранин (он объяснит правила этой “игры»), затем выходит помреж, призывая на площадку занятых артистов, перестановки делаются на наших глазах, а в паузах между своими выходами исполнители ролей не уходят за кулисы, а наблюдают действие вместе с публикой. К публике же время от времени обращаются и сами персонажи (будьте готовы, скажем, стать «живым примером» в оде Фамусова и Скалозуба Москве). Костюмы же вполне аутентичны – пожалуй, во втором акте даже слишком для репетиции, но бал есть бал, хотя мы бы приняли гостей любыми: их характеры выписаны ярче любого туалета.
Действие спектакля, как принято в «Сфере», происходит не только на «арене», но и по всему внутреннему периметру зала. Пусть вас не обманывает условный «балкон» между двумя секторами – артисты будут носиться, появляться и исчезать в самых неожиданных местах, однако настолько в соответствии с образом и сюжетом, что это не затруднит сосуществования «сцены» и «зала».
Автору этих строк достался следующий состав исполнителей главных ролей: Дмитрий Ячевский (предприимчивый отец и необузданный барин Фамусов), Владислава Самохина (юная, но не только по этой причине полностью безответственная дочь его Софья), Иван Мишин (красивый, что твой амур, и настолько же коварный Молчалин), Алексей Суренский (жгучий военный, кудри-эполеты, человек не злой, но совершенный дубина Скалозуб), Ирина Сидорова (потрясающая «старуха» Хлёстова, едва ли не высекавшая клюкой руны судьбы на стенах), Денис Шац (ртутным шариком вкатившийся в залу и осаливший своим навязчивым вниманием каждого встреченного гостя Репетилов), Олег Алексеенко (препротивно двуличный типчик Загорецкий) и, безусловно, многие другие, которых вы увидите и полюбите – или уже любите, если бывали в «Сфере». Горничную Лизаньку в единственном составе играет стремительная и достоверная Алёна Киселёва.
Если вам показалось, что выше кто-то выпущен из списка, то вам не показалось. Александр Андреевич Чацкий – Арсений Мичурин. Сложнее роли не придумать. Совсем молодой артист справился с нею… вулканически. Феномен Чацкого ведь не в его биографии, отчасти приоткрытой в пьесе (детство в доме опекуна, юность в дружбе с Сонечкой, молодость и начало деятельности в столице, а затем, по неудаче, за рубежом, возвращение и неясное будущее). Должен же он кем-то быть, не с неба же он свалился. Впрочем, по его поведению в кругу московского дворянства можно и так подумать. Более лишнего человека в этой среде и придумать нельзя. Не напрасно название пьесы связывает несчастье главного героя с его интеллектом. «Познавший истину скорбен». Чацкий что-то понял про мироздание и человечество. Это сделало его свободным – и одиноким. Попытка втиснуться в обстановку детства, обреченная на провал – это, пожалуй, последняя остановка героя перед… триумфом или катастрофой? На каком поприще, в каком краю, среди каких сподвижников? Грибоедов отправляет его «искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок». Мне кажется, сыгранный Мичуриным, Чацкий имеет шанс на лучшее будущее.
Финал пьесы, как известно, остается за Фамусовым, стенающим о мнении светской «авторитетки» Марьи Алексеевны. Постановщики добавили к этому моменту тонкий штрих, выполненный Алексисом Молчалиным, который, пожалуй, раскрывать заранее не стоит. Одно скажу: вся эта шумная история несомненно выведет Алёшину стезю к блеску, о котором он столько мечтал. А «тихое семейство» ещё вспомнит свой сделанный «от ума», неправильный, выбор.
Елена Трефилова специально для MuseCube
Фото Ирины Ефремовой
https://musecube.org/otchet/otchet-theatre/samyj-lishnij-chelovek-gore-ot-uma-v-teatre-sfera/
