16 января 2023
Театр «Сфера» приготовил прелестный новогодний подарок для своих зрителей: в декабре здесь состоялась премьера комедии «Подсвечник» по созданной в 1835 году пьесе Альфреда де Мюссе. Ещё 15 лет назад этот литературный материал предложила Александру Коршунову Екатерина Ильинична Еланская, и только сейчас главный режиссёр «Сферы» подарил новую жизнь персонажам спектакля, который начинается как стандартная, простенькая комедия положений, я бы даже сказала, комедия дель арте (а драматург явно опирался на этот жанр, ибо в его героях без проблем опознаются традиционные маски), а во втором акте превращается в нечто пронзительное и лиричное.
«Подсвечник» — вещь на театральных подмостках довольно редкая. Изучая интернет, я обнаружила только отзывы на постановку Театра им. Ленсовета, датированные аж 1998 годом. И критики тогда отмечали легковесный подход к пьесе: сделав упор на внешнее, «картинку», режиссёр забыл про суть, отчего диалоги и монологи (а они у де Мюссе, я вам скажу, объёмны) казались бессмысленным набором никому не нужных слов, а персонажи напоминали плоские картонные фигуры.
Впрочем, насколько правдивы такие отзывы, я судить не могу, поскольку питерский спектакль не видала. Упомянула их тут только потому, что на контрасте с данной критикой будет очень просто продемонстрировать, чем хорошо прочтение Коршунова.
Собственно, весьма несложная история: Жаклина, молодая жена престарелого нотариуса мэтра Андре, заводит себе любовника: видного драгунского офицера Клавароша. Но вот незадача: муженёк начинает подозревать измену. Клаварош предлагает возлюбленной план: нужен «подсвечник»!.. В смысле, некий наивный молодой человек, который, будучи приближен к Жаклине, отведёт подозрения от истинного любовника, иными словами, будет «светить» на виду у всех, пока Клаварош, оставаясь в тени, продолжит крутить интрижку со своей дамой сердца.
Жаклина выбирает на роль «подсвечника» юного Фортунио — клерка, служащего в конторе мэтра Андрэ. Охомутать его получается проще простого: оказывается, молодой человек уже два года безответно влюблён в нашу красотку, и он готов на всё ради неё.
Вот такой, не блещущий, казалось бы, особой оригинальностью сюжет, который в один прекрасный момент меняет свой игривый тон и становится почти психологическим любовным романом — ну, по крайней мере, если вспомнить, что пьеса написана в первой половине 19 века. И «добро» вознаграждено, «зло» (пусть и достаточно условное тут) посрамлено, а главная героиня переоценивает свои взгляды на жизнь и, наконец-то, впервые по-настоящему влюбляется. (Но, кстати, весьма забавно осознавать, что вся эта чистая и истинная любовь будет расцветать… под носом у обманутого мужа, который никуда не денется, как ни крути. И это, мне кажется, не только дань времени, в которое творил де Мюссе, но и ещё одна отсылка к комедии дель арте, для которой подобные кунштюки были в порядке вещей.)
И, наверное, в любом другом театре с «традиционным» подходом к режиссуре «Подсвечник» получился бы очередной постановкой без особых претензий — старомодной, местами забавной, а ближе к концу — откровенно затянутой и скучноватой (потому как слишком много «говорильни» и мало действия). Но мы же с вами ведём речь про «Сферу»! А здесь нам презентовали бесконечно милый, забавный и трогательный спектакль, в котором каждый момент достоверен и захватывающ.
Александр Коршунов снова с превеликим мастерством «обживает» уникальное пространство своего театра: небольшой пятачок сцены в центре, окружающие его зрительские сектора и массу точек, разбросанных по всему залу, где развивается действие. Такая «спаянность» публики и персонажей спектакля создаёт невероятное ощущение сопричастности с происходящим и делает мир спектакля почти осязаемым (честное слово, мне даже показалось, что я разглядела воображаемую контору мэтра Андре, в сторону которой указывали героини в одной из сцен).
Как всегда, не обошлось без доли интерактива (вовсе не наигранного и крайне уместного): вот кого-то просят подержать подушку или драгунский шлем, вот Жаклина внимательно озирает лица в зале в поисках того самого «подсвечника», а вот Фортунио включает зрителей в свой монолог, обращаясь к каждому из присутствующих, пусть и не ожидая ответа, но требуя поддержки и сочувствия. (Отличный ход, возможный только в «Сфере»: полностью оправдывается озвучивание «внутренней речи» персонажа, хода не модного и почти неуместного в наши дни. Ибо когда «тихо сам с собою я веду беседу» — это уже шизофрения. Так что или пьесу резать надо, или искать подход к «спорным» моментам. Коршунов покажет, как это делать следует.)
В этом пространстве не нужно пытаться удивить и создать нечто новое: оно рождается само собой даже при максимально «классической» направленности постановки. Главное — не соврать даже в крохотной детали. Этот зал не приемлет неправды: ни в режиссуре, ни в сценографии (за неё, равно как и за костюмы, отвечала Ольга Коршунова), ни в актёрской игре. Стопроцентная «натуральность» — такая, какой она и должна быть в театре.
И Коршунов добивается настоящей жизни на сцене. Его герои влюбляют в себя с самого первого момента (и неважно, положительные или напротив), они объёмны и ярки, артисты точно знают, как и зачем произносится каждая фраза, каждое словечко. Именно поэтому «разговорный» финал в «Сфере» не менее, а, возможно, даже более интересен, чем «драйвовое» начало. Персонажи старой комедии становятся такими же людьми, как любой из нас, а громоздкие конструкции, вложенные писателем в их уста, звучат абсолютно современно и искренне.
Снова поражусь артистам театра. В «Сфере» традиционно нет маленьких и больших ролей — даже служанка и садовник (прекрасные Елена Маркелова и Сергей Загорельский в «моём» составе) становятся звёздами действа. В этом пространстве запрещено «актёрствовать» — необходимо проживать каждую секунду, не наигрывать и не утрировать, но погружаться в роль и быть на несколько гран правдивей, чем в обычной реальности. Иначе в «Сфере», где зрители находятся на расстоянии вытянутой руки от тебя, и можно разобрать даже самый тихий шёпот, нельзя. Перед местной труппой поставлены куда более сложные задачи, нежели перед коллективами других театров. И каждый из людей, выходящих на сцену, справляется с ними филигранно.
Смешны и несуразны клерки (Дмитрий Бероев и Илья Ковалёв), которым драматург уделил не слишком много внимания, а Коршунов подарил несколько минут феерического существования. Шикарен Клаварош (Алексей Суренский) — самовлюблённый вояка, считающий себя лучшим подарком для любой дамы. Прелестен мэтр Андре (Павел Гребенников) — вроде бы, типичный «комический старик», но такой умилительный в своей ничтожности и доверчивости.
Мила и забавна Жаклина (Екатерина Богданова). Режиссёр не стремится «усмешнить» эту героиню, делая упор на непосредственность юности. Более того: Коршунов не приводит зрителей к выводу, хорош или плох сей персонаж. Он показывает девушку, как она есть, позволяя ей пережить эдакое взросление, перерождение из молодой ветренницы во влюблённую женщину.
Ну, и напоследок отмечу Никиту Вашакидзе. Роль Фортунио — дебютная для Никиты (он в настоящее время является студентом ВТУ им. М.С. Щепкина), и начинать так профессиональный путь — дорогого стоит. Фортунио — сложный персонаж, он из тех, что могут получиться как пресными и скучными (мол, а чего там играть-то — восторженный юнец, ничего больше), так и стать украшением спектакля. Коршунов сумел сделать данного героя одним из бриллиантов постановки, а Вашакидзе ударно воплотил в жизнь все задумки. Я впечатлена, великолепный дебют.
«Подсвечник» — это спектакль для тех, кто хочет отдохнуть душой. Здесь много очень симпатичного юмора, понятные всем темы, классная режиссура, красивейшая «картинка», атмосферное музыкальное сопровождение (за него поклон Павлу Герасимову), чудесный актёрский ансамбль и, вишенкой на торте, — хеппи-энд, погружающий в праздник. Если вы приемлете исключительно постановки, рвущие сердечко на части, то вам определённо не стоит обращать внимания на это название в афише (лучше, вот, сходите на «Землю Эльзы» — нарыдаетесь вдоволь). Но коли вы устали от всего происходящего, ежели жаждете хоть глоточка свежего воздуха и капельки позитива — «Подсвечник» станет идеальным лекарством (проверено на себе).
Сейчас, как никогда, нужны подобные спектакли. Светлые, лёгкие, забавные — и при этом отнюдь не пустые, но радующие эдаким вторым смысловым дном, несколько философским даже. Кажется, столичная публика со мной согласна — не зря же все показы «Подсвечника» были аншлаговыми (и сейчас с покупкой билета тянуть не стоит — оные разлетаются, как горячие пирожки).
Возрастное ограничение на сайте — 16+. Думается мне, это потому, что в спектакле поднимается тема любовников (да и первая сцена, при всей её целомудренности, по задумке несколько фривольна). По факту, если ваши подростки для подобного уже созрели, и вы понимаете, что наследники адекватно воспримут происходящее (ещё раз подчёркиваю: ничего некорректного в постановке не происходит), смело ведите их на «Подсвечник». Родителям-бабушкам (если вы жаждете приобщить их к современному театру, но опасаетесь «перегибов в современности») здорово билет подарить — они будут благодарны за такой вечер.
И сами, конечно, приходите. «Сфера» — это пространство настоящего Театра, и познакомиться с ним я рекомендую всем и каждому.
Ирина Петровская-Мишина специально для Musecube
https://musecube.org/otchet/otchet-theatre/podsvechnik-sfera-isceljajushhaja-depressiju/
«Подсвечник» — вещь на театральных подмостках довольно редкая. Изучая интернет, я обнаружила только отзывы на постановку Театра им. Ленсовета, датированные аж 1998 годом. И критики тогда отмечали легковесный подход к пьесе: сделав упор на внешнее, «картинку», режиссёр забыл про суть, отчего диалоги и монологи (а они у де Мюссе, я вам скажу, объёмны) казались бессмысленным набором никому не нужных слов, а персонажи напоминали плоские картонные фигуры.
Впрочем, насколько правдивы такие отзывы, я судить не могу, поскольку питерский спектакль не видала. Упомянула их тут только потому, что на контрасте с данной критикой будет очень просто продемонстрировать, чем хорошо прочтение Коршунова.
Собственно, весьма несложная история: Жаклина, молодая жена престарелого нотариуса мэтра Андре, заводит себе любовника: видного драгунского офицера Клавароша. Но вот незадача: муженёк начинает подозревать измену. Клаварош предлагает возлюбленной план: нужен «подсвечник»!.. В смысле, некий наивный молодой человек, который, будучи приближен к Жаклине, отведёт подозрения от истинного любовника, иными словами, будет «светить» на виду у всех, пока Клаварош, оставаясь в тени, продолжит крутить интрижку со своей дамой сердца.
Жаклина выбирает на роль «подсвечника» юного Фортунио — клерка, служащего в конторе мэтра Андрэ. Охомутать его получается проще простого: оказывается, молодой человек уже два года безответно влюблён в нашу красотку, и он готов на всё ради неё.
Вот такой, не блещущий, казалось бы, особой оригинальностью сюжет, который в один прекрасный момент меняет свой игривый тон и становится почти психологическим любовным романом — ну, по крайней мере, если вспомнить, что пьеса написана в первой половине 19 века. И «добро» вознаграждено, «зло» (пусть и достаточно условное тут) посрамлено, а главная героиня переоценивает свои взгляды на жизнь и, наконец-то, впервые по-настоящему влюбляется. (Но, кстати, весьма забавно осознавать, что вся эта чистая и истинная любовь будет расцветать… под носом у обманутого мужа, который никуда не денется, как ни крути. И это, мне кажется, не только дань времени, в которое творил де Мюссе, но и ещё одна отсылка к комедии дель арте, для которой подобные кунштюки были в порядке вещей.)
И, наверное, в любом другом театре с «традиционным» подходом к режиссуре «Подсвечник» получился бы очередной постановкой без особых претензий — старомодной, местами забавной, а ближе к концу — откровенно затянутой и скучноватой (потому как слишком много «говорильни» и мало действия). Но мы же с вами ведём речь про «Сферу»! А здесь нам презентовали бесконечно милый, забавный и трогательный спектакль, в котором каждый момент достоверен и захватывающ.
Александр Коршунов снова с превеликим мастерством «обживает» уникальное пространство своего театра: небольшой пятачок сцены в центре, окружающие его зрительские сектора и массу точек, разбросанных по всему залу, где развивается действие. Такая «спаянность» публики и персонажей спектакля создаёт невероятное ощущение сопричастности с происходящим и делает мир спектакля почти осязаемым (честное слово, мне даже показалось, что я разглядела воображаемую контору мэтра Андре, в сторону которой указывали героини в одной из сцен).
Как всегда, не обошлось без доли интерактива (вовсе не наигранного и крайне уместного): вот кого-то просят подержать подушку или драгунский шлем, вот Жаклина внимательно озирает лица в зале в поисках того самого «подсвечника», а вот Фортунио включает зрителей в свой монолог, обращаясь к каждому из присутствующих, пусть и не ожидая ответа, но требуя поддержки и сочувствия. (Отличный ход, возможный только в «Сфере»: полностью оправдывается озвучивание «внутренней речи» персонажа, хода не модного и почти неуместного в наши дни. Ибо когда «тихо сам с собою я веду беседу» — это уже шизофрения. Так что или пьесу резать надо, или искать подход к «спорным» моментам. Коршунов покажет, как это делать следует.)
В этом пространстве не нужно пытаться удивить и создать нечто новое: оно рождается само собой даже при максимально «классической» направленности постановки. Главное — не соврать даже в крохотной детали. Этот зал не приемлет неправды: ни в режиссуре, ни в сценографии (за неё, равно как и за костюмы, отвечала Ольга Коршунова), ни в актёрской игре. Стопроцентная «натуральность» — такая, какой она и должна быть в театре.
И Коршунов добивается настоящей жизни на сцене. Его герои влюбляют в себя с самого первого момента (и неважно, положительные или напротив), они объёмны и ярки, артисты точно знают, как и зачем произносится каждая фраза, каждое словечко. Именно поэтому «разговорный» финал в «Сфере» не менее, а, возможно, даже более интересен, чем «драйвовое» начало. Персонажи старой комедии становятся такими же людьми, как любой из нас, а громоздкие конструкции, вложенные писателем в их уста, звучат абсолютно современно и искренне.
Снова поражусь артистам театра. В «Сфере» традиционно нет маленьких и больших ролей — даже служанка и садовник (прекрасные Елена Маркелова и Сергей Загорельский в «моём» составе) становятся звёздами действа. В этом пространстве запрещено «актёрствовать» — необходимо проживать каждую секунду, не наигрывать и не утрировать, но погружаться в роль и быть на несколько гран правдивей, чем в обычной реальности. Иначе в «Сфере», где зрители находятся на расстоянии вытянутой руки от тебя, и можно разобрать даже самый тихий шёпот, нельзя. Перед местной труппой поставлены куда более сложные задачи, нежели перед коллективами других театров. И каждый из людей, выходящих на сцену, справляется с ними филигранно.
Смешны и несуразны клерки (Дмитрий Бероев и Илья Ковалёв), которым драматург уделил не слишком много внимания, а Коршунов подарил несколько минут феерического существования. Шикарен Клаварош (Алексей Суренский) — самовлюблённый вояка, считающий себя лучшим подарком для любой дамы. Прелестен мэтр Андре (Павел Гребенников) — вроде бы, типичный «комический старик», но такой умилительный в своей ничтожности и доверчивости.
Мила и забавна Жаклина (Екатерина Богданова). Режиссёр не стремится «усмешнить» эту героиню, делая упор на непосредственность юности. Более того: Коршунов не приводит зрителей к выводу, хорош или плох сей персонаж. Он показывает девушку, как она есть, позволяя ей пережить эдакое взросление, перерождение из молодой ветренницы во влюблённую женщину.
Ну, и напоследок отмечу Никиту Вашакидзе. Роль Фортунио — дебютная для Никиты (он в настоящее время является студентом ВТУ им. М.С. Щепкина), и начинать так профессиональный путь — дорогого стоит. Фортунио — сложный персонаж, он из тех, что могут получиться как пресными и скучными (мол, а чего там играть-то — восторженный юнец, ничего больше), так и стать украшением спектакля. Коршунов сумел сделать данного героя одним из бриллиантов постановки, а Вашакидзе ударно воплотил в жизнь все задумки. Я впечатлена, великолепный дебют.
«Подсвечник» — это спектакль для тех, кто хочет отдохнуть душой. Здесь много очень симпатичного юмора, понятные всем темы, классная режиссура, красивейшая «картинка», атмосферное музыкальное сопровождение (за него поклон Павлу Герасимову), чудесный актёрский ансамбль и, вишенкой на торте, — хеппи-энд, погружающий в праздник. Если вы приемлете исключительно постановки, рвущие сердечко на части, то вам определённо не стоит обращать внимания на это название в афише (лучше, вот, сходите на «Землю Эльзы» — нарыдаетесь вдоволь). Но коли вы устали от всего происходящего, ежели жаждете хоть глоточка свежего воздуха и капельки позитива — «Подсвечник» станет идеальным лекарством (проверено на себе).
Сейчас, как никогда, нужны подобные спектакли. Светлые, лёгкие, забавные — и при этом отнюдь не пустые, но радующие эдаким вторым смысловым дном, несколько философским даже. Кажется, столичная публика со мной согласна — не зря же все показы «Подсвечника» были аншлаговыми (и сейчас с покупкой билета тянуть не стоит — оные разлетаются, как горячие пирожки).
Возрастное ограничение на сайте — 16+. Думается мне, это потому, что в спектакле поднимается тема любовников (да и первая сцена, при всей её целомудренности, по задумке несколько фривольна). По факту, если ваши подростки для подобного уже созрели, и вы понимаете, что наследники адекватно воспримут происходящее (ещё раз подчёркиваю: ничего некорректного в постановке не происходит), смело ведите их на «Подсвечник». Родителям-бабушкам (если вы жаждете приобщить их к современному театру, но опасаетесь «перегибов в современности») здорово билет подарить — они будут благодарны за такой вечер.
И сами, конечно, приходите. «Сфера» — это пространство настоящего Театра, и познакомиться с ним я рекомендую всем и каждому.
Ирина Петровская-Мишина специально для Musecube
https://musecube.org/otchet/otchet-theatre/podsvechnik-sfera-isceljajushhaja-depressiju/