20 ноября 2024
Интервью с режиссером спектакля «Дом Бернарды Альбы» Иваном Рубцовым.
– Иван, не буду спрашивать вас, почему именно пьеса Лорки «Дом Бернанды Альбы» была выбрана для постановки одноименного спектакля. Классика вечна, как вечны и те постулаты, которые в ней заключены. А в вашем прочтении что было главным?
– Для меня в этой пьесе было главным показать парадокс нарушения человеческой жизни, когда человек живет в постоянном страхе ощущения суда человеческого. Люди постоянно думают, что скажут другие люди, как они отнесутся к тому, что они делают, как им жить в этой атмосфере и так далее. При этом люди совершенно забывают о том, что будет смерть, будет суд Бога, и он будет проходить по другим законам. Заключая себя в эти оковы страха перед людьми, мы забываем о том, как мы могли бы прожить эту жизнь, думая о чем-то вечном. Это для меня и было важным, столкнуть эти два «суда», эти две парадигмы.
– В линии действия, на мой взгляд, важную роль играет свет, декорации, музыка, хореография. Казалось бы, столько театральных приемов, а общее послевкусие ставит все на свои места. Спектакль гармоничен, как натянутая струна гитары в стихах Лорки. Как удалось достигнуть этой гармонии? Расскажите о тех, кто работал над созданием спектакля.
– Думаю, что основная удача была в том, что в постановочной группе было полное единодушие во взгляде на эту пьесу. Когда мы затевали эту историю, я обсуждал все в плане того, как это должно выглядеть, сначала с художником-постановщиком Ольгой Хлебниковой, затем с хореографом-постановщиком Петром Казьмируком, а также художником по свету Татьяной Колесниковой. И уже с самого начала было какое-то ощущение согласованности действий. Думаю, спектакль получился гармоничным, потому что никто никому не мешал и была общая попытка сделать единое целое, дополняющее друг друга. Моя основная задача была в том, чтобы дать этому всему какое-то общее направление, отойти в сторону и со стороны давать какие-то комментарии, но ни в коем случае не мешать, потому что они самостоятельные творцы – художник-постановщик, хореограф и художник по свету. Моя задача была собрать их задумки воедино, чтобы всё их творчество легло в единую канву сценического действия.
– Это не первая ваша работа, в «Сфере» вы поставили еще один спектакль – «Земля Эльзы» Ярославы Пулинович. Эти произведения, конечно, очень разные, но заканчиваются оба спектакля драматично. На ваш взгляд, такая экспрессия эмоций помогает глубже вникнуть в суть произведения?
– Дело даже не в том, что экспрессия и эмоции помогают вникнуть в суть произведения, сколько в том, что такой уровень проблематики заставляет человека обратить взгляд вовнутрь себя. А чтобы добиться такого эффекта, зритель должен быть сильно шокирован происходящим, я бы даже сказал – обожжен. Шварц написал в одной из своих пьес о том, что в трагических концах есть свое величие, потому что они заставляют задуматься тех, кто остался в живых. Это, мне кажется, очень точно. Трагедия может изменить тех, кто выжил.
– Актерская труппа, ее женский состав, играет блестяще. Сложно ли было погрузить актрис в атмосферу испанского быта?
– У меня не было задачи погрузить актрис в атмосферу испанского быта, наоборот, нам было важно оторваться от этого. Воплощая эту пьесу на сцене, мы сделали попытку прикоснуться к жанру настоящей трагедии. А трагедия как раз не терпит быта. И не важно, где она может происходить – в Испании, России или Италии, трагедия вне национальности, она интернациональна. Эта трагедия абсолютно точно могла произойти и в России, просто зафиксирована и воплощена на бумаге она была Лоркой со свойственным ему темпераментом.
– Не буду оригинальной: какие впереди творческие планы и связаны ли они с сотрудничеством в театре «Сфера»?
– Творческие планы есть и в кино, и в театре. Сейчас я работаю над сценариями в кино, веду переговоры с одним столичным театром о возможной постановке. Есть также и другие сторонние проекты. «Сфера» остается для меня таким же прекрасным и желанным театром для того, чтобы сюда приходить даже как зрителю, не говоря уже о том, чтобы ставить. Сейчас Александр Викторович Коршунов готовит две интересные постановки – «Эшелон» и «Горе от ума», мне будет очень интересно посмотреть. Пока я не могу сказать никакой конкретики насчет новых проектов в «Сфере», но интересно будет посмотреть, в каком направлении пойдет театр дальше, и, возможно, я вернусь сюда с каким-то новым материалом.
Нина Донских.
Фото Маруси Гальцовой
https://mospravda.ru/2024/11/20/753095/
– Иван, не буду спрашивать вас, почему именно пьеса Лорки «Дом Бернанды Альбы» была выбрана для постановки одноименного спектакля. Классика вечна, как вечны и те постулаты, которые в ней заключены. А в вашем прочтении что было главным?
– Для меня в этой пьесе было главным показать парадокс нарушения человеческой жизни, когда человек живет в постоянном страхе ощущения суда человеческого. Люди постоянно думают, что скажут другие люди, как они отнесутся к тому, что они делают, как им жить в этой атмосфере и так далее. При этом люди совершенно забывают о том, что будет смерть, будет суд Бога, и он будет проходить по другим законам. Заключая себя в эти оковы страха перед людьми, мы забываем о том, как мы могли бы прожить эту жизнь, думая о чем-то вечном. Это для меня и было важным, столкнуть эти два «суда», эти две парадигмы.
– В линии действия, на мой взгляд, важную роль играет свет, декорации, музыка, хореография. Казалось бы, столько театральных приемов, а общее послевкусие ставит все на свои места. Спектакль гармоничен, как натянутая струна гитары в стихах Лорки. Как удалось достигнуть этой гармонии? Расскажите о тех, кто работал над созданием спектакля.
– Думаю, что основная удача была в том, что в постановочной группе было полное единодушие во взгляде на эту пьесу. Когда мы затевали эту историю, я обсуждал все в плане того, как это должно выглядеть, сначала с художником-постановщиком Ольгой Хлебниковой, затем с хореографом-постановщиком Петром Казьмируком, а также художником по свету Татьяной Колесниковой. И уже с самого начала было какое-то ощущение согласованности действий. Думаю, спектакль получился гармоничным, потому что никто никому не мешал и была общая попытка сделать единое целое, дополняющее друг друга. Моя основная задача была в том, чтобы дать этому всему какое-то общее направление, отойти в сторону и со стороны давать какие-то комментарии, но ни в коем случае не мешать, потому что они самостоятельные творцы – художник-постановщик, хореограф и художник по свету. Моя задача была собрать их задумки воедино, чтобы всё их творчество легло в единую канву сценического действия.
– Это не первая ваша работа, в «Сфере» вы поставили еще один спектакль – «Земля Эльзы» Ярославы Пулинович. Эти произведения, конечно, очень разные, но заканчиваются оба спектакля драматично. На ваш взгляд, такая экспрессия эмоций помогает глубже вникнуть в суть произведения?
– Дело даже не в том, что экспрессия и эмоции помогают вникнуть в суть произведения, сколько в том, что такой уровень проблематики заставляет человека обратить взгляд вовнутрь себя. А чтобы добиться такого эффекта, зритель должен быть сильно шокирован происходящим, я бы даже сказал – обожжен. Шварц написал в одной из своих пьес о том, что в трагических концах есть свое величие, потому что они заставляют задуматься тех, кто остался в живых. Это, мне кажется, очень точно. Трагедия может изменить тех, кто выжил.
– Актерская труппа, ее женский состав, играет блестяще. Сложно ли было погрузить актрис в атмосферу испанского быта?
– У меня не было задачи погрузить актрис в атмосферу испанского быта, наоборот, нам было важно оторваться от этого. Воплощая эту пьесу на сцене, мы сделали попытку прикоснуться к жанру настоящей трагедии. А трагедия как раз не терпит быта. И не важно, где она может происходить – в Испании, России или Италии, трагедия вне национальности, она интернациональна. Эта трагедия абсолютно точно могла произойти и в России, просто зафиксирована и воплощена на бумаге она была Лоркой со свойственным ему темпераментом.
– Не буду оригинальной: какие впереди творческие планы и связаны ли они с сотрудничеством в театре «Сфера»?
– Творческие планы есть и в кино, и в театре. Сейчас я работаю над сценариями в кино, веду переговоры с одним столичным театром о возможной постановке. Есть также и другие сторонние проекты. «Сфера» остается для меня таким же прекрасным и желанным театром для того, чтобы сюда приходить даже как зрителю, не говоря уже о том, чтобы ставить. Сейчас Александр Викторович Коршунов готовит две интересные постановки – «Эшелон» и «Горе от ума», мне будет очень интересно посмотреть. Пока я не могу сказать никакой конкретики насчет новых проектов в «Сфере», но интересно будет посмотреть, в каком направлении пойдет театр дальше, и, возможно, я вернусь сюда с каким-то новым материалом.
Нина Донских.
Фото Маруси Гальцовой
https://mospravda.ru/2024/11/20/753095/