43-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

"Московская правда": Приключения Незнайки и его друзей — на сцене театра «Сфера»

"Московская правда": Приключения Незнайки и его друзей — на сцене театра «Сфера»
31 мая 2022
В Московском драматическом театре «Сфера» прошли премьерные показы спектакля «Незнайка и его друзья» в постановке главного режиссера театра, народного артиста России Александра Коршунова.

Сказки о Незнайке Николая Носова знают все. Этот детский писатель подарил нам несколько замечательных книг, в числе которых и произведения о жителях Цветочного города. Сказки и рассказы Носова до сих пор не потеряли актуальности, по ним снимали и снимают мультфильмы, кинофильмы, записывают аудиокниги и ставят спектакли.

Александр Коршунов поставил спектакль для самых искренних и в то же время самых строгих зрителей – детей в возрасте от трех лет. Первый свой детский спектакль в «Сфере» – «Три толстяка» Юрия Олеши – главный режиссер театра представил в 2013 году. С неизменным успехом в репертуаре театра идет детский спектакль «Мурли» Анни Шмидт, поставленный основателем театра, народной артисткой России Екатериной Еланской.

Для постановки нового детского спектакля Александр Коршунов выбрал знаменитые «Приключения Незнайки и его друзей», написанные Николаем Носовым в 1954 году. За основу взята пьеса самого Николая Носова «Незнайка учится» в сценической редакции театра «Сфера».

«Приключения Незнайки – одна из самых любимых книг моего детства, а Николай Носов – один из самых любимых авторов. Я с удовольствием читал эти книги моим детям, а теперь читаю внукам. Это удивительно добрые, смешные, трогательные и поучительные истории про «коротышек». Думаю, они будут интересны и самым маленьким нашим зрителям и детям постарше и их родителям», — говорит Александр Коршунов.

Премьерный показ спектакля подтвердил правильность этого высказывания. История про Незнайку и его друзей была интересна как самым маленьким зрителям, так и их родителям.

— Уморительно было смотреть на игру Пончика, который постоянно ел пончики и при этом без перерыва балагурил. Кажется, актер так вжился в образ, что играл самого себя, — делится впечатлениями после просмотра Надежда.

— Мам, а пончики были настоящими? — спрашивает ее восьмилетний сын.

В спектакле всё было по-настоящему. Молодая труппа театра играла с присущим молодости энтузиазмом, задором, талантливо перевоплощаясь в образы главных героев.

Конечно, Незнайка, как и каждый ребенок, любопытен от природы. Но научиться чему-то основательно ему не хватает ни навыков, ни терпения. Поэтому не получается ни на трубе сыграть, ни портреты коротышек нарисовать, ни на автомобиле прокатиться. Но в итоге он признает свои ошибки и становится на путь исправления. Так в ненавязчивой, простой, игровой форме происходит поучительное действие спектакля.

Театр «Сфера» имеет свои особенности и не похож ни на один другой. Здесь нет границы между зрителями и актерами. Поэтому во время действия ребенок может задать вопрос коротышкам – и они на него ответят. И этот процесс еще больше вовлекает в действие, и кажется, что в результате в этой истории играют все.

Конечно, создать подобную иллюзию помогают и задумки режиссера, и талантливая игра актеров, и прекрасное оформление зала, и музыка. Над сценографией спектакля и созданием костюмов работала художник театра Ольга Коршунова, над музыкальным оформлением – Павел Герасимов.

Роль Незнайки сыграл Дмитрий Триумфов. Помимо него в спектакле заняты Антон Алипов, Дмитрий Бероев, Сергей Загорельский, Алексей Суренский, Илья Ковалёв, Никита Спиридонов, Иван Мишин, Даниил Толстых, Павел Степанов, Екатерина Богданова, Дарья Затеева и Елена Маркелова.

К слову сказать, у девочек в книгах про Незнайку практически нет отрицательных черт. Писатель весьма уважительно относился к женщинам и старался привить это уважение своим юным читателям. Это удалось сохранить в спектакле Александру Коршунову. Все юные героини – девочки правильные, и они учат мальчиков хорошим манерам. Впрочем, образы маленьких героев — Знайки и Незнайки, Пончика и Винтика со Шпунтиком — из детства легко переносятся во взрослую жизнь. А уж кто кем стал — решать каждому.

И еще одна деталь, которая должна обеспечить спектаклю успех. Очень тонко выдержаны все выразительные средства: музыка, песни, игры. В действии всего понемногу, что позволяет наслаждаться каждой репликой, думать над текстом, в котором так много того, что переживал каждый из нас. Ведь все мы – родом из детства…

6 фактов о Незнайке
Николай Носов работал над трилогией книг о Незнайке 12 лет (с 1953 по 1965 год).
Впервые роман-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» был напечатан в журнале «Барвинок» на русском и украинском языках в 1953 — 1954 годах.
Щегольская шляпа Незнайки – любимый элемент книг писателя. Сам Николай Носов часто удивлял окружающих причудливыми фасонами головных уборов.
В первой книге Носов говорит, что все коротышки, живущие в городе вместе с Незнайкой, — размером с небольшой огурец. Однако в третьей книге «Незнайка на Луне» читатель узнает, что рост Незнайки всего 72 мм.
«Синдром Незнайки» — медицинский педиатрический термин, характеризующий детей с синдромом нарушенного внимания. Такие дети очень подвижны, неусидчивы, им сложно сосредоточиться на чем-то одном.
В 2008 году, к 100-летнему юбилею Николая Носова, Банк России выпустил серию двухрублевых монет с изображением писателя и персонажами «Незнайки».

Нина Донских.

Фото Елены Морозовой
https://mospravda.ru/2022/05/31/529051/

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед